1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №227 (230) за 26.11.98

ДМИТРИЙ ЛАЛЕНКОВ: "ВСЕ МЫ ШИЗОФРЕНИКИ. А Я -- УМНЫЙ ДУРАК"

Обладателя "Пекторали" 1998 года за лучшую мужскую роль Дмитрия Лаленкова критики сравнивают с Михаилом Чеховым. Столь лестное сравнение с великим русским актером родилось благодаря уникальному лаленковскому дару -- умению перевоплощаться на сцене, вычерчивать своих героев всегда неожиданными и парадоксальными красками.

Актеры считают театр своим вторым домом. Для Лаленкова театр Русской драмы долгое время был домом единственным...

-- Дима, сколько же лет ты прожил в театре?

-- Восемь. Все это время прожили с женой и сыном в одной из комнат театра. Два дивана, электроплита, холодильник, телевизор, ванна в фотолаборатории и почти четыре сотни человек вокруг...

Я играл серьезные роли в аншлаговых спектаклях. Практически каждые полтора месяца газеты посвящали моим любимым работам солидные публикации. То есть все складывалось как нельзя лучше: я работал, люди обо мне говорили. Но я абсолютно никому не был нужен. Ни городу, ни стране. Артист, который играет, играет... и бомж. Все подходят к тебе, жалеют, говорят -- ой, какой молодец! Все -- это от вахтера до Президента страны. Буквально. Кучма часто бывал в театре и, так уж получалось, попадал на спектакли, в которых я был занят. Но что такое квартира для Лаленкова на фоне глобальных государственных проблем?..

Квартиру -- причем недалеко от театра -- мы все же получили и, конечно, счастливы. Правда, это совсем не значит, что все эти театральные" годы мы были глубоко несчастными людьми. В нашем доме всегда было тепло, уютно и сытно. И всегда толпились люди. Они приносили какие-то новости, какие-то радости. Я не люблю, когда смур приносят.

-- Дима, тебе нравятся все эти сравнения с Михаилом Чеховым?

-- Они появились после "Отелло", "Горького романа" и "Королевских игр". И тогда я присмотрелся к Чехову. Знаешь, к сожалению, не похож вообще. Он -- гений. А я -- артист. А сравнивать стали потому, что не многие из наших актеров всякий раз пытаются выложиться, создать что-то новое, решить задачу по максимуму. Вот он "так" десятилетие назад переспал со своей женой, вот "так" он с ней десять лет и спит. А потом не поймет -- что это вдруг она от него ушла? Или же человек знает, что от этого мыла руки дурно пахнут, а он моет и моет... А все потому, что Некто ему сказал, что этот запах обожает. То же самое и в нашей профессии. И все -- на ближайшие десятилетия дорожка протоптана.

Мне везло. И на роли, которые можно раскрутить, и на режиссеров. Сейчас у нас, так сказать, два поколения режиссеров -- одно на виду: Резникович, Митницкий, Оглоблев. И другое, которое еще ждет своего часа, -- Юра Одинокий, Дима Богомазов, Леша Лисовец. Это очень мощные ребята, время которых еще не пришло.

-- О тебе ведь хотели снять передачу "Актер потерянного поколения". Название не обидело?

-- Когда мне об этом сказали, спросил только: "А я здесь причем?" "Так мы же о тебе..." Я удивился: что за образ такой?! Но, с другой стороны, -- ведь так оно и есть. Ведь мы -- 30--40-летние -- как будто между временем застряли. Из той, уже не нужной, советской культуры не ушли, и в новую тоже как-то не вписались. Да, и цели такой нет. Правда, и культура к нам странно относится: почему-то не понимает, что мы ее члены. Вот, молодежь, которой до 25 лет, -- это уже другая генерация, они себя в этом мире чувствуют нормально. А мы где-то болтаемся. Мы не застали пик кинематографии, пик обожания театра. Мы многие "пики" пропустили и оказались на пике своего безвременья. И вот крыльями машем, машем, пока есть силы, чтобы как-то удержаться в этом потоке.

-- Ну уж прибедняться-то не надо. Вот "Пектораль" получил...

-- Да, взял за роль Кромвеля в "Королевских играх". Но таким, каким увидела его публика, Кромвель получился буквально за три-четыре дня до премьеры. До этого никто не понимал, что я вообще репетирую: сплошное море красок и пластики. А ведь это воплощение абсолютного зла и насилия. Прежде я всегда отворачивался от людей с кромвелевскими чертами. А зачем они мне? Хочу -- общаюсь, хочу -- нет. А когда всмотрелся -- мама родная, ох, как я невзлюбил эту кромвелевскую тональность!.. Кстати, после этой роли у меня со всеми кромвелями окончательно испортились отношения. Вообще, карьеризм и интриганство -- это жуткая проблема.