1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (274) за 02.02.99

"У НАС ЗАКОНЫ ЗАЧИНАЮТ, И ИМЕННО МЫ ПРИНИМАЕМ РОДЫ"

Тема дрязг в Верховной Раде не сходит со страниц газет и экранов ТВ, потому что любой жест рыцарей мандата легко может стать государственной проблемой. Увы, аппарат ВР, где сосредоточены верные оруженосцы парламентариев, находится вдали от блеска "юпитеров" и вздохов восхищенного электората. Публика не подозревает, что в парламенте цикл производства непрерывен. И когда у депутатов стоит, скажем, законодательный процесс, их санчо пансы все равно при делах. О полных канцелярской романтики днях и ночах этих скромнейших людей рассказывает сотрудник Секретариата ВР Василий Ковальчук, первый заместитель руководителя управления организационной работы с парламентскими комитетами.

-- Кстати, то, что вы говорите, -- мол, стоит там чего-то у депутатов, так это неправда, -- сразу отметил г-н Ковальчук.-- И у парламентариев, и у нас, каникул сейчас никаких нет. Год только начался, а в Секретариате уже зарегистрировано 55 законопроектов. Только за две сессии работы нового состава парламента в аппарат их поступило свыше 1100.

-- Василий Васильевич, читатели к громким цифрам давно невосприимчивы. Скажите, хорошо или плохо иметь такое количество макулатуры?

-- Шутки тут неуместны. Пресса должна объяснять людям значение законов, которые принимает парламент. В действительности ВР создает заново правовую систему, и когда вот эта, как вы сказали, "макулатура" станет действующим законом, мы с вами будем по нему жить. Давайте взглянем на проблему объективно: чтобы убирать мусор, которым мы засоряем улицы, нужны дворники. Ругать бюрократию можно, но никто не спорит, что для оформления законов в надлежащем порядке тоже нужны люди, которые умеют "убирать". А метлами им служат компьютеры и резолюции. У нас, в Верховной Раде, законы зачинают и именно мы принимаем роды.

-- Объясните, пожалуйста, механику прохождения законопроекта.

-- Проекты, поступившие от Президента, народных депутатов, Кабмина и Нацбанка, регистрируются в Секретариате ВР. Оттуда документы идут к руководству парламента, и либо сам председатель, либо его заместители направляют их в соответствующий комитет. С этого момента законопроект рассматривается одним из уполномоченных подкомитетов, научно-экспертным и организационным управлениями. Специалисты делают свои выводы, а депутаты в комитетах и на сессии принимают окончательный вариант. Его опять-таки литературно редактируют в Секретариате и направляют на подпись Президенту.

-- Какова эффективность парламентского правотворчества?

-- Думаю, Украина -- абсолютный чемпион мира по количеству рассматриваемых законопроектов. Если за время 1-й сессии депутаты избирали председателя ВР и приняли только 6 законов, -- словом, еще осваивались со своими обязанностями, -- то теперь просто удержу нет. За четыре месяца второй сессии были проголосованы в целом аж 102 закона! Законов нам остро не хватает, вот и приходится печь их, как блины. Германский же парламент, учитывая, что правовая система там давно сложилась, позволяет себе роскошь разрабатывать 2--3 десятка законов в год (почувствуйте разницу!). К слову, в аппарате бундестага свыше 5 тыс. сотрудников. А малочисленных служащих ВР, несмотря на их самоотверженность, только и ругают кто ни попадя! Да ни один бюргер немецкий со своим прилежанием не выдержит украинского ритма работы!

-- В бундестаге обслуживающий аппарат составляет 5 тысяч. 535 американских конгрессменов пользуются услугами около 20 тысяч сотрудников. А какова численность аппарата ВР?

-- Не более 1 тысячи человек на 450 депутатов. Последствия налицо: при принятии бюджета 12 работников Секретариата целый месяц вынуждены были обходиться без выходных, сутками оставались на посту.

-- Где же они тут спали?

-- На стульчиках. У нас нет комнат для отдыха. Всенощная была и у депутатов, и у нас, аппаратчиков. Парламентарии внесли поправки и разъехались в 3--4 часа утра. А мы еще тексты решений готовили, чтобы раздать в зале к утреннему заседанию. К счастью, хоть Новый год прошел дома. Хотя строго между нами, когда этот сумасшедший бюджетный марафон закончился, присутствующие горячо друг друга поздравляли, я бы даже сказал, горячительно.

-- С графиком все ясно. Теперь вопрос финансовый: сколько получает парламентская "свита"?

-- Не касайтесь больного места. Служащие ВР получили декабрьскую зарплату только после 10 января. Правда, благодаря руководству ВР, накануне Нового года нам вручили по бутылке киевского полусухого шампанского и по коробке конфет тростянецкой фабрики. Что же такое премия или тринадцатая зарплата, мы и думать забыли. Сотрудник аппарата, например, главный консультант -- специалист высшей квалификации, со всеми надбавками получает 350 гривен, несмотря даже на ученые степени.

-- Что тогда держит здесь людей?

-- Во-первых, престиж. Опыт парламентской деятельности очень ценится в деловых и научных кругах. Во-вторых, государственный ранг здесь выше, чем в Кабмине. В-третьих, оклады тоже чуть побольше.

-- Престиж престижем, а я знаю среди консультантов комитетов многих счастливых обладателей собственных авто и шикарных костюмов. Не секрет, что у депутатов нет времени детально вникать в большую часть проблем, которые рассматриваются комитетом. Этим занимаются консультанты, которые могут освещать тот или иной вопрос с нужной кому-то точки зрения. Как следствие, -- поспешное принятие парламентом некоторых необдуманных постановлений, которые фактически выгодны не государству, а отдельным сомнительным личностям...

-- Да что вы! Ни консультанты комитетов, ни другие сотрудники аппарата не могут продавить какое-либо решение через ВР. Как бы предвзято консультант не представлял ту или иную информацию, голосуют за законы и постановления 450 вполне подготовленных народных избранников. Аппарат ВР нейтрален и не отстаивает чьих-либо клановых интересов.

-- Вот это откровенность! А что сейчас является главной проблемой для аппарата парламента?

-- И нам, и депутатам, катастрофически не хватает помещений: в комнате, рассчитанной на одного, временами ютятся по 4--5 человек.

-- Так ведь большинство депутатов в комитетах редко показываются. Множество комнат всегда пустуют. Я знаю много свободных мест в парламентских зданиях и на Садовой, и на Банковой, и на Леси Украинки.

-- И тем не менее, с рабочими местами положение напряженное. Хотя Александр Николаевич Ткаченко пообещал к 2000 году построить новое здание на Садовой, нормальная трудовая деятельность станет возможна только тогда, когда парламенту передадут хотя бы нынешнее помещение Конституционного суда. Те же следственные комиссии -- их больше десятка, -- вообще не имеют собственных помещений для заседаний. Вот и собираются депутаты, где попало...