1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №123 (378) за 07.07.99

ГАЗОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ УКРАИНЫ И РОССИИ: ОТ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА -- К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПАРТНЕРСТВУ

Становление и развитие экономических связей двух молодых дружественных стран -- Украины и России -- происходит непросто. Финансовый кризис, охвативший обе страны, внес немалую лепту в изменение экономических приоритетов, повлиял на формирование собственных геополитических интересов. От их определения зависит будущее и судьбы обеих стран, тесно переплетенных культурными, историческими и просто человеческими связями.

Наши страны имеют бесценные дары природы: Украина -- выгодное географическое положение, Россия -- неисчерпаемые источники полезных ископаемых. И если в ХХ веке нефть называли кровью экономики, то в третье тысячелетие мир входит с другим перспективным энергоносителем, применяемым во всех сегментах экономической деятельности. Именно "голубое топливо" стало элементом, способствующим интеграции мировой экономики и формированию взаимовыгодных деловых и политических связей. Сегодня природный газ -- наиболее экологически чистый и технологичный вид топлива, и в ближайшие десятилетия за ним -- будущее.

ЕСТЬ ОБЩИЙ ИНТЕРЕС!

Российская Федерация -- крупнейший в мире продуцент природного газа. Поскольку через Украину проходят основные пути транспортировки газа из крупнейших добывающих регионов России, а также Центральной Азии и Ближнего Востока -- к главным потребителям в странах Западной, Центральной и Восточной Европы, это определяет важнейшую роль украинской газотранспортной системы, а отсюда -- потребность налаживать взаимовыгодное сотрудничество.

На сегодня Украина -- наибольший в мире транзитер природного газа. По системам магистральных газопроводов, находящихся в пользовании Национальной акционерной компании (НАК) "Нефтегаз Украины", российский природный газ поступает в страны Западной, Центральной и Восточной Европы. Эти системы технологически связаны с аналогичными магистральными газопроводами России, Беларуси, Молдове, Румынии, Венгрии, Словакии и Польши, а через них -- с газопроводами всего европейского континента. Пропускная способность отечественной газотранспортной системы, находящейся в распоряжении "Нефтегаза Украины", на входе составляет 290 миллиардов кубометров, а на выходе (в страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также в Молдову и на юг России) -- почти 170 млрд. куб. м в год. Через Украину в Европу поступает около 97% экспорта газа ОАО "Газпром". Исходя из важности вопроса, государство постоянно уделяет большое внимание учету всех потоков газа, которые поступают, распределяются и исходят из Украины.

ЧЕЙ ГАЗ ПОТРЕБЛЯЛ СССР?

Отметим, что Украина в составе Советского Союза длительное время была газодобывающей республикой. Добыча газа здесь в 50--70-е годы наращивалась колоссальными темпами. Если в 1950 г. она не превышала 1,5 млрд. кубометров, то в 1975-м достигла 68 миллиардов! Этим газом пользовалось не только население Украины, но и соседние республики. Первый советский газ, экспортированный на Запад, кстати, также был украинским. Только из одного Шебелинского газоконденсатного месторождения на Харьковщине во времена СССР было добыто более 550 млрд. кубометров "голубого топлива". Поэтому сейчас говорить о "старших" и "младших" производителях и потребителях на фоне нашего общего прошлого и сегодняшних проблем, мягко говоря, некорректно.

РОССИЙСКИЙ ТРАНЗИТНЫЙ ГАЗ СЧЕТ ЛЮБИТ

Сегодня много говорят о выполнении Украиной обязательств по обеспечению транзита российского газа в страны Западной Европы. И о том, что этот вопрос вышел за рамки профессиональных дискуссий, свидетельствуют тенденциозные публикации на страницах некоторых российских газет.

В последние годы для повышения точности измерения на украинской газотранспортной системе проведено переоснащение всех газоизмерительных станций и установлены приборы лучших мировых производителей, что позволило на порядок повысить точность замеров. Предприятия отечественного нефтегазового комплекса своими силами и за собственные средства в 1996--1997 годах ввели в эксплуатацию три новые газоизмерительные станции: Ужгород (граница со Словакией), Алексеевка (граница с Молдовой), Орловка (граница с Румынией). Точность установленного на этих станциях оборудования не ниже, а по некоторым показателям -- выше, чем на соответствующих заграничных газоизмерительных станциях. Кроме того, по ряду параметров оно превосходит требования стандартов стран СНГ и международных стандартов ISO.

Приграничные измерительные пункты, через которые передается газ на Запад, неоднократно посещали специалисты ведущих европейских газовых фирм, таких как "Рургаз" (Германия), "Шелл" и "Газюни" (Голландия) и другие. Все они отметили высокий технический уровень объектов и надлежащий уровень их обслуживания.

На сегодня на всех границах газотранспортной системы расположены газоизмерительные станции с высокоточным оборудованием, полностью отвечающим как стандартам Украины, так и госстандартам России. Все приборы введены в эксплуатацию после аттестации Российско-украинской комиссией и работают под круглосуточным двусторонним контролем представителей РАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины". Каждые сутки представители Украины и России на основании показателей приборов составляют двусторонние акты, в которых фиксируются объемы газа, пересекающие границу Украины в каждом направлении. На основе этих актов определяются месячные объемы, которые также подтверждаются двусторонними актами.

Поэтому удивительными кажутся утверждения некоторых российских газет, а особенно тамошних членов правительства, о якобы отсутствии должного учета транспортированного российского газа в страны Западной Европы.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ" В соответствии с существующими договоренностями, в текущем году Украина должна обеспечить транзит российского газа в Западную Европу в объеме 110 млрд. куб.м, в Молдову -- 3 млрд., на юг России -- 24 млрд. Общая протяженность его транспортирования составляет соответственно 1147, 770 и 260 км. Как плату за транзит российского газа по украинской территории мы получим в среднем 30 млрд. "кубов" природного газа по тарифной ставке $1,09 за транспортирование 1000 кубометров на 100 км.

ТРАНЗИТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАСТУТ

Отметим, что такие условия транзита не вполне удовлетворяют НАК "Нефтегаз Украины", поскольку фактически это бартерный расчет за услуги украинских газотранспортных предприятий. К тому же такая тарифная ставка -- ниже общемировых норм. Однако пересмотр подобной практики невозможен без погашения так называемого газового долга перед Россией и, соответственно, формирования действенной системы расчетов и форм оплаты.

В соответствии с программой расширения мощностей и обеспечения надежности транзита газа НАК "Нефтегаз Украины" предусматривает строительство четырех компрессорных станций на первой нитке газопровода Торжок--Долина (длиной 529 км) и второй нитки этого газопровода с двумя компрессорными станциями; второй нитки газопровода Ананьев--Измаил (длиной 377 км) с тремя компрессорными станциями; газопровода-перемычки Тальное--Ананьев (длиной 190 км); расширение газопровода Долина--Ужгород.

В данное время закончено строительство газопровода Хуст--Сату-Маре, длиной 35 км и продуктивностью до 10 млрд. куб.м, для подачи газа в Румынию, который уже будущей зимой позволит подать дополнительные объемы газа по действующей системе в Турцию и балканские страны. А строительство второй нитки газопровода Ананьев--Измаил, годовой продуктивностью 18 млрд. куб.м, компрессорных станций Тарутино и Ананьев, а также газопровода-перемычки Тальное--Ананьев не только полностью удовлетворит перспективные потребности в транзите российского газа в страны этого региона, но и создаст условия для дальнейшего наращивания мощностей этой системы.

Кроме того, строительство четырех компрессорных станций на недавно проложенном газопроводе Торжок--Долина увеличит возможности подачи газа из России через Беларусь с 11 млрд. куб.м. до 29 млрд. в год.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ" По сроку эксплуатации структура украинских магистральных газопроводов диаметром 1420 мм, 1220 мм и 1020 мм, по которым осуществляются транзитные поставки российского газа, выглядит таким образом: до 15 лет -- 50,1%, от 16 до 25 лет -- 39,8%,
более 25 лет -- 10,1%. Следует отметить, что по сроку эксплуатации газотранспортные системы Украины и России соответствуют друг другу.

Строительство упомянутых газопроводов и компрессорных станций, окончание реконструции компрессорных станций в Долине и Ужгороде, расширение системы газопроводов до Исакчи даст возможность без значительных капиталовложений повысить мощность и надежность транзитной системы газопроводов, что может обеспечить перспективные потребности в транзитных поставках газа до 2010 года и на будущее.

Для обеспечения надежности и эффективности работы газотранспортной системы НАК "Нефтегаз Украины" осуществляет диагностику трубопроводов с привлечением новейших технологий, внедряет программу реконструкции компрессорных станций с использованием украинских газовых турбин и компрессоров повышенного коэффициента полезного действия, заканчивает работы по реконструкции и модернизации газоизмерительных станций на основе современных технических средств и проводит работы по созданию трехуровневого диспетчерского руководства газотранспортной системой.

О СПРАВЕДЛИВОЙ ЦЕНЕ НА РОССИЙСКИЙ ГАЗ

Начиная с 1993 года, на поставляемый в Украину российский природный газ была установлена цена в $80 за тысячу куб. м. При этом тариф за транзит газа по территории Украины был определен в $1,73 за тысячу "кубов" на 100 км расстояния. В 1996 г. этот тариф удалось поднять до $1,75.

В 1998--1999 годах в условиях соблюдения паритетных условий в установлении Россией цены газа, а Украиной -- ставки за его транзит по своей территории, цена газа, поступающего в оплату за транзит, была снижена до $50, с одновременным уменьшением ставки транзита до $1,09. В результате Украина должна получить как плату за транзит то же количество природного газа (30 млрд. куб. м), как и в прошлые годы.

Будучи монопольным экспортером газа в Украину, Россия продает нам газ по значительно более высоким ценам, чем в страны Западной и Центральной Европы. Как мы уже упоминали, она, в зависимости от условий расчетов, может достигать $80 за тысячу "кубов". Цена же на газ в Европе, как и во всем мире, связана с ценою на газойль (мазут), а значит, -- с ценою на нефть. Поэтому при стабильных ценах на нефть принцип фиксированной цены российского газа для Украины был оправдан. Но с января 1998 г. произошло падение цен на газойль (нефть), что привело к снижению цен на природный газ.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ". Средняя цена реализации 1000 "кубов" природного газа РАО "Газпром" в странах Европы с учетом стоимости транспортировки (по информации Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины) составляет: Польша -- $67--70, ФРГ -- $72,7, Австрия -- 78,7, Венгрия -- $78,8. А цена на российский газ без учета стоимости транспортировки от границы Украины до потребителя ориентировочно (по расчетам специалистов НАК, с учетом цен на транзит) составляет соответственно $47,3--50,3, 36,7, 50,7, 58,7. Таким образом, цена российского природного газа для Украины должна составлять в среднем $40--60 за тысячу кубометров.

Принцип формирования цен на импорт природного газа с жесткой привязкой к ставке за транзит не соответствует принципам международной торговли, поэтому правительство Украины на рабочих встречах и переговорах с правительством Российской Федерации и руководством ОАО "Газпром" по вопросам сотрудничества, связанным с проблемами в газовом секторе, неоднократно поднимало вопрос о пересмотре принципов формирования цены на природный газ, импортируемый в Украину, и установлению ее на уровне цены для европейских стран, а также о повышении уровня ставки транзита и неприменении механизма прямой зависимости между ставкой транзита и уровнем цены импортируемого газа.

РОССИЙСКИЕ "АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ" ПУТИ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХОД?

Как известно, сегодня Россия ведет строительство альтернативного газопровода Ямал--Западная Европа, который должен пройти в обход Украины через Беларусь и Польшу -- в Германию. Также планируется проложить газопровод по дну Черного моря до Турции и балканских стран. Целесообразна ли реализация этих проектов?

Стоимость строительства газопровода Ямал--Европа оценивается в $40 миллиардов; газопровода "Голубой поток" через Черное море -- в $3 миллиарда.

Конечно, никто никому не может запретить закапывать деньги в землю. Но более чем 30-летний опыт экспортных поставок газа через Украину показал их высокую надежность. Не только не было случаев крупных технических неполадок, но, наоборот, срывы в подаче газа из-за отказа газопроводов за пределами Украины успешно сглаживались за счет наших подземных газохранилищ, и европейские потребители не замечали нарушений в подаче газа. Если добавить, что самые мощные газохранилища расположены у западных границ Украины, то даже неспециалисту становится ясно, что о ненадежности транзитных поставок не может быть и речи.

Интересный вопрос возникает по проекту Ямал--Европа: почему он строится не собственно из Ямала, богатого на запасы газа, а из Торжка -- пункта перераспределения потоков газа, где нет месторождений? Очевидно, ответ на него нужно искать не только в экономике, а и в политике.

Недостаточно аргументированной выглядит и экономическая обоснованность проекта газопровода по дну Черного моря. Конечно, с инженерной точки зрения этот газопровод интересен и требует многих нестандартных решений. Но ведь расходы в $3 млрд. для подачи 16 млрд. куб.м газа, когда есть вариант подачи этих же объемов через действующую систему газопроводов при затрате значительно меньшей суммы на данном этапе -- экономический нонсенс.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как видим, формирование отношений между Россией и Украиной в посткоммунистическую эпоху происходит сложно и противоречиво. Но нашим странам на роду написано жить под одним небом и быть соседями. Пусть сегодня сотрудничество между газовыми комплексами Украины и России только налаживается -- мы верим, что альтернативы расширению взаимовыгодного сотрудничества нет. Только от нас зависит, чтобы такое сотрудничество перешло в фазу стратегического партнерства, с которым связывают свое благосостояние как граждане России, так и Украины.

Поэтому сегодня не стоит ставить на один уровень текущие интересы и общее будущее.

Одновременно с целью укрепления позиций Украины по транзиту российского газа в страны Западной Европы сегодня действительно необходимо:

-- в соответствии с Программой экономического сотрудничества между Украиной и Россией на 1998--2007 годы заключить долгосрочное соглашение на транзит российского газа по территории Украины в европейские страны;

-- расширить объем услуг по сохранению российского газа в подземных газохранилищах Украины соответственно имеющимся на сегодня мощностям;

-- вести поиск новых проектов транзита российского природного газа по территории Украины.