1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №106 (361) за 11.06.99

"МЫ БУДЕМ СНИМАТЬ -- И ПОД БОМБАМИ!"

Группа сербских кинематографистов один день провела в Украине -- по дороге домой. Усталые, измученные сербы возвращались с российского кинофестиваля "Золотой витязь", который в этот раз проходил в Смоленске . Они везли оттуда завидное количество наград: "Золотого" и "Серебряного витязя" -- главные призы фестиваля, а еще приз за лучшую режиссуру и лучший студенческий фильм. Украина тоже преподнесла сербам сюрприз и встретила их пятичасовой задержкой на границе. Украинские кинематографисты, из Смоленска сопровождавшие югославских друзей, сели с ними в один автобус, что, оказывается, запрещено законом. Благодаря редкой душевной доброте родных таможенных служб конфликт был улажен, и "полумертвые" кинематографисты мужественно провели пресс-конференцию в Союзе писателей.

"Нет таких бомб, которые могли бы уничтожить сербский народ и его культуру," -- с горечью произнес на пресс-конференции Посол Югославии в Украине Гойко Дапчевич. И он прав. Поразительно, но с 14 по 19 апреля, в полевых условиях, когда, как вы сами понимаете, о кино думают в последнюю очередь, сербы провели в Белграде 46-й югославский фестиваль документального и короткометражного кино. Под гул осатаневших сирен и под грохот взрывов. Фестиваль этот -- самый старый в Европе, и не провести его -- для сербов означало бы предать. Ладно бы, только провели. Но ведь показали 250 фильмов и даже каталог фестиваля выпустили!

"Молодые актеры и режиссеры не покинули страну, -- говорит глава сербской делегации, известнейший режиссер Йован Маркович. -- "Могу сказать точно: никто не сбежал. Хотя сегодня у нас нет ни лабораторий, ни пленки, чтобы снимать, но мы не отчаиваемся -- кино все равно будет. Что касается мэтров -- Кусторицы, Паскалевича -- они еще до войны жили во Франции, где и находятся сейчас.

Не хочется впадать в натужный пафос, но повод того заслуживает: кто ответит мне, почему даже в момент потрясений маленький народ продолжает творить и делает это ярко, глубоко, вызывающе? А мы свою бурлящую энергию усердно обращаем в вопли о безденежье и сворачивании кинопроизводства. А может, просто кишка тонка?