1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №63 (318) за 06.04.99

КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ -- МАНТИЮ, ЮРИЮ БАШМЕТУ -- "ПАМЯТНИК"

На грани марта и апреля между вторым и третьим тысячелетием Киев посетили два человека, имена которых уже вписаны в историю мировой музыкальной культуры: композитор Кшиштоф Пендерецкий и альтист Юрий Башмет. Каждый из них -- целый мир, который не объять.

ДО И ПОСЛЕ "КРЕДО"

Для многих меломанов визит в Киев маэстро Пендерецкого стал точкой отсчета: образовалась некая временная граница -- до и после его потрясающего "Кредо" в филармонии, до и после его замечательного выступления в Национальной музыкальной академии на церемонии присвоения звания доктора gonoris causa... Необъявленный мини-форум музыки одного из гениев ХХ столетия показал: вот это -- Искусство. То, что не позволяет душе лениться, заставляет каждого "подтягиваться" при встрече с ним, и щедро одаривает счастьем присутствия при рождении красоты. Сердца меломанов давно не бились с таким волнением, как в ответ на каждый звук музыки Пендерецкого, которой он задекларировал: "Верую в единого Бога".

-- Почему вы ограничиваете круг своих слушателей, заявляя, что ваша музыка -- не для всех? Обычно стремятся к обратному.


-- Конечно, "Кредо" каждый может слушать. Но есть у меня музыка симфоническая 60-70-х годов, которая очень трудна для восприятия и предполагает наличие какой-то подготовки. Она, конечно, не для всех.

-- Некоторые композиторы считают, что уже вся музыка сочинена и невозможно создать новую.

-- Это неправда, так думают не очень мудрые люди. Творчество -- вещь очень индивидуальная, а цитирование или коллаж -- это "чужое" высказывание. Всякий раз, когда я начинаю писать, сажусь перед пустым листом бумаги, у меня такое впечатление, что уже ничего нового придумать невозможно. И все-таки начинаю -- и пишу музыку, которую легко распознать, что это -- моя музыка.

-- Скажите пожалуйста, много ли было ошибок в вашей жизни -- человека, композитора, дирижера?

-- Дирижирование -- это совсем другое дело. Я считаю себя прежде всего композитором. Я пережил этап так называемого "авангарда" тогда, когда там можно было что-то открыть. А когда сверил это со своим внутренним подходом к творчеству, пошел "другим путем". Но это -- момент индивидуальный и легкораспознаваемый.

-- Вас критиковали когда-нибудь за формализм или конструктивизм, как это бывало, к примеру, в СССР?

-- (Со смехом.) Я всегда радовался, если меня в то время критиковали.

-- Ваш отец родился в Украине. Расскажите о теперешней вашей семье?

-- Моя жена краковянка (это второй брак). Старшая дочь закончила музыкальное училище в Кракове, а младшие -- от второго брака -- играли на музыкальных инструментах, но не стали заниматься этой профессией.

-- Пан Кшиштоф, вы планируете свой творческий процесс, или, может быть, какое-то вдохновение, например, любовь?

-- Хм! (Улыбаясь в бороду.) Мое творчество распланировано на несколько лет вперед. Я постоянно думаю о том, что уже конец века, и еще нужно успеть написать многое: это уже не вдохновение, а задача -- написать детскую оперу, тройной виолончельный концерт и закончить шестую симфонию. Хочу встретить третье тысячелетие с камерной музыкой".

Для Симфонического оркестра Национальной филармонии ( впрочем, как для капеллы "Думка" и хора школы им.Лысенко) это был "звездный час". О своей работе рассказывает дирижер Николай Дядюра.

-- Во второй вечер Вадим Бродский замечательно сыграл Второй Скрипичный концерт, автор дал хорошую оценку. Музыка ХХ века сложна для дирижирования -- имею в виду чистое ремесло аккомпанемента. С другой стороны, эта музыка написана душой и сердцем. Автор сказал, что он услышал демоническую музыку. "Для меня это было открытие", -- сказал пан Кшиштоф, -- я трактую этот концерт более мягко, лирично".

-- Вам не жаль, что, выполнив основную работу по воплощению "Кредо", вы как бы ушли в тень?

-- Ну что вы! Я просто счастлив! Я волновался, потому что когда сам готовишь концерт и дирижируешь -- имеешь право на свою трактовку. В общем, решил делать так, как считаю нужным. К моей радости, Пендерецкий принял это абсолютно, практически ничего не изменил за исключением темпов, и я горд, что имел возможность все подготовить для него.

Я бы не сказал, что он простой человек, но и не чувствует себя исключительным. Общаться с ним было интересно, он говорил и со мной, и с оркестрантами -- как с коллегами -- никакого снисхождения и высокомерия. Он не занимался дирижированием профессионально, но не это главное. Пендерецкий -- несомненно, лидер, когда стоит за пультом. Самое большое впечатление произвело то, что он активен, и всегда знает, что хочет услышать: он знает, почему написал каждую ноту. И уже не обращаешь внимания на средства, с помощью которых он этого добивается. Музыканты отвечали ему абсолютно".

ЮРИЙ БАШМЕТ ДОКАЗАЛ, ЧТО ЗНАЕТ СЕБЕ ЦЕНУ

Два концерта в Киеве знаменитого оркестра "Солисты Москвы" во главе с первым альтистом мира были организованы фирмой "Акона" (при поддержке Golden Telekom GSM и торговой марки "Шустов"). Многим меломанам уже окончательно стало ясно, что эта музыка -- не для них. Вот только приняли ли ее как свою те, кто был в Национальной опере и Колонном зале?

Интересно, могут ли музыканты заставить публику, скажем, Карнеги-холла, ожидать начала концерта около 40 минут? Конечно, для артиста это -- поступок: показать, что деньги -- ничто, а имидж -- все. Но директор Национальной филармонии Владимир Лукашев пережил небольшой стресс.

-- Безусловно, приезд таких выдающихся личностей создает для нас дополнительные трудности, связанные со структурами, которые берут на себя организацию этих концертов. Было немало курьезов в опере. Высокие цены на билеты сделали концерты недоступными для тех, для кого эти исполнители дороже всего, зато в зале ажитированно аплодировали после каждой части произведений, что вызывало внутреннюю улыбку маэстро. Когда в концерте позванивают мобильные телефоны, это не украшает нашу публику. Да и такая задержка начала концерта (40 минут!) -- небывалый случай".


И все-таки, понимая, что маэстро загружен, и его жизнь расписана на несколько лет вперед, мы прощаем все эти недостатки безоговорочно. Публике в большей части невдомек, что программы концертов повторяются. Исключая некоторые мельчайшие недостатки, все было очень красиво. Волшебный звук божественного альта, удивительный ансамбль "Солистов Москвы", прекрасная музыка Моцарта, Стравинского, Чайковского -- что еще нужно измученной душе?

-- Люди, равные Башмету -- это удивительный пример одержимости, -- поделился Николай Дядюра своими впечатлениями. -- То, ради чего он выходит на сцену -- и есть его жизнь. Неслучайна эта популярность, это -- уникальные люди. Словами не объяснишь, какой глубины музыку несет людям этот человек.

Кстати, о Карнеги-холле. Публику программы "Я -- памятник себе" Юрий Абрамович пригласил на свое выступление в этом зале 23 марта 2000 года.