Выпуск газеты Сегодня №246 (249) за 23.12.98
МИЗАНСЦЕНЫ ЖИЗНИ
Образная лексика Валерия Пацунова порой навязчива, порой удачна. Мне кажется, режиссер не доверяет актерам, отгораживая влюбленных и зрителя от "кошмара буржуазности" прозрачной завесой (сценограф Андрей Злобин). Основная конструкция декорации -- гигантский усеченный конус, напоминающий цветок, в котором уединяются Орфей (Дмитрий Лаленков) и Эвридика (Ирина Мельник).
В костюмах работы Елены Богатыревой -- пышно-декоративных и умопомрачительно пестрых, с тяжеловесными драпировками, перьями и оборками -- актеры второго плана напоминают озвученные вешалки. Их невозможно узнать из-за обильно-живописного грима. Это как условные знаки: похоти (мать Эвридики), вульгарности (Девушка), корысти (Импресарио). Лишь однажды официальную атмосферу премьеры разрядили аплодисменты -- как отклик на артистизм Алексея Вертинского (отец Орфея), который согрел роль бытовыми интонациями.
Дмитрий Лаленков вопреки названию пьесы Ануя, ведет первую скрипку в романтично-страстном дуэте со смертью. Его персонажу сопереживаешь, в него вглядываешься как в современника. Он естествен в абстракциях греческого мифа.
Пошлость нашего повседневного маскарада подавляет благородство чувств. Хотя драматург и режиссер дают Эвридике шанс оправдаться, актриса не убеждает ни своими романтическими интонациями, ни широко распахнутыми глазами. Смерть в спектакле -- очищающий фатум. Хотя несколько шокирующим выглядит ее апофеоз -- торжество Анри-Смерти (Юрий Муравицкий). А над Смертью, следуя воле режиссера, уж возносятся влюбленные, увлекая за собой огромную фату. (В театре влюбленные часто возносятся под колосники.)
Но вот открылся занавес, и актеры -- Похоть, Корысть, Родительская удушающая опека и Смерть -- взявшись за руки, вышли на поклон. Вечная и убедительная мизансцена жизни.