1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №65 (320) за 08.04.99

"ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ОДИНОКИМ ВОЛКОМ"

Долгое время Тараса Петриненко воспринимали как "прапор" украинской песни. В неофициальных кругах. Он побеждал в конкурсах, был лауреатом "Песенного вернисажа", его "Украина" звучала по всем каналам радио, но "наверху" этого как бы не замечали, считая этаким "бунтарем". Потом ему все-таки присвоили звание заслуженного деятеля искусств и удостоили премии Шевченко. Не войдя ни в один клан нашего шоу-бизнеса, он оказался в стороне от его торной дороги.

В офисе его "Майстерні" мне сразу бросилась в глаза рыжеволосая кукла "Тарас", "сыгравшая" в новом клипе.


-- Впервые увидел ее на съемках и сразу стал критиковать. Хотя цвет "волос" -- не главное: у нас ведь "ч/б". Это "киношный" вариант, настроенческий, по сценарию Александра Столярова. Из-за нашей "нищенской" ситуации на что-то большое разогнаться невозможно -- мы и так все финансировали сами.

-- Сами на себя зарабатываете, слава Богу?

-- Сейчас об этом не идет речи. Концертов очень мало, все остановилось... Если получим "добро" на спонсорство, долгожданный тур состоится. Досадно, что это не от тебя зависит -- это не может тянуться вечно, перегораешь. Группу "Гроно" я поддерживаю, приходится платить за их проживание в Киеве, но они работают в основном на записях. А деньги просить я не умел никогда. Это -- большой недостаток, а может -- преимущество?

"ИНОГДА НАСТУПАЕШЬ НА ГОРЛО СОБСТВЕННОЙ ПЕСНЕ"

-- Когда-то вы были эпатажным "альтернативщиком". С тех пор многое изменилось: вы вышли на сцену "Пісенного вернісажу".

-- Песня "Україна" была лауреатом фестиваля, потом меня приглашали, но я отказывался участвовать. Ежегодно происходит "Вернисаж", его ругают, а потом все повторяется. В принципе я убедился, что все осталось на тех же позициях, что и раньше. Мы сегодня не так часто вообще выходим на публику, этого сильно не хватает. Поэтому иногда наступаешь на горло собственной песне, но до какой-то границы.

Вы сказали, что я был другим -- я таким и остаюсь. Чувствую себя одиноким волком во всем этом. В той нише, которую я занимаю, ведь никого нет больше. Есть мои ровесники, которые исполняют традиционную украинскую песню, есть молодежь, которая несет свои тенденции. Я остаюсь сам по себе.

-- Но последователи уже есть.

-- Есть не только последователи, но и плагиаторы -- причем, не только музыки и слов, но даже поступков и фраз. Перечитывая прессу, узнаю свои мысли -- и это приятно. Значит, моя фигура заметна: тут ничего плохого нет.

-- Пожалуй, в этой жизни все-таки нельзя быть абсолютно одиноким.

-- Можно. В том случае, если ты нашел мецената или спонсора. Тогда можно быть независимым от всех кланов и тусовок, снимать клип на уровне, размещать его в эфире, организовывать концерты. В таком случае ты можешь быть ограничен только недостатками фантазии.

Рассчитывать на купленные билеты и кассеты сегодня -- нереально. Есть еще одна причина: уж слишком много певцов и групп, а качество -- кое-где. На рынке диктуют те, у кого есть деньги. Они могут быть абсолютно бесталанными, но имеют возможности навязывать себя публике, получать дипломы и почетные звания. Это уже какой-то базар. Но это приносит вред и им самим: ведь они неспособны себя оценивать объективно. С другой стороны, талантливые артисты без поддержки не могут раскрыться. А с третьей -- людям все это так осточертело, что они просто саботируют концерты: предложение превышает спрос.

"ПОКАЖИТЕ МНЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ХИТ-ПАРАДА -- И Я СКАЖУ, КТО ЕГО СОСТАВИЛ"

-- Когда-то вы пытались создать ассоциацию, чтобы противостоять заезжим гастролерам.

-- Мы хотели отстоять свои права в плане гонораров, которые у них были на несколько порядков выше. Тогда это был недостаточно радикальный шаг. С тех пор ситуация несколько изменилась. Но в Украине продолжают формироваться структуры, защищающие чьи-то интересы: один хит-парад нам предлагает своих "лучших", другой -- совсем других. Я как-то сказал: "Покажите мне результаты хит-парада -- и я скажу, кто его сделал".

У нас мало кто профессионально работает. И в плане песен беда, за некоторыми одиночными исключениями. Возраст мало что определяет, потому что и среди молодых людей есть профи. У нас любят критиковать фестиваль "Червона рута", но давайте посмотрим правде в глаза: сколько артистов, не принятых сразу после фестиваля, заняли достойные позиции на эстраде!
Первая "Червона рута" -- это был прорыв Украины в мир, отрыв от совка, который всех достал. Силы накапливались годами: все, сидевшие в "подвалах", выплеснулись наружу. Потом "Рута" сузила рамки, их критерии можно принимать или нет, но они двигают прогресс, пропагандируя мировую современную музыку. Как ни странно, уже Москва начинает прислушиваться, мол: "что-то слишком много хохлов!" А у нас очень резко качнулся маятник: то запрещали все от Запада, потом отскочили в сторону -- на ТВ и радио пришли молодые люди, ставшие преградой для старших исполнителей с их "смерічками".

ИНОГДА ОЩУЩАЮ СЕБЯ БАШМАКОМ НА РЕЛЬСАХ

-- К сожалению, в музыкальных программах часто под маркой "национального" преобладают примитив и серость .

-- Тут еще одна проблема: аматоры порой побеждают, хитами становятся достаточно примитивные песни. Но это не означает, что уже не нужны серьезная музыка и джаз. Украинская традиционная эстрада имеет очень мало общего с народной песней. Фольклор намного сложнее, интереснее, тоньше по мелодике. А то, что нам навязывают в качестве народной песни сегодня -- это уровень сельского гармониста.

-- Вы уже давно пишете -- наверное, трудно быть всегда новым?

-- Меняется форма, звуки, тембры -- обертка, но суть остается: творчество. Есть и проходные, достаточно средние песни -- я знаю им цену. Но если говорить о лучших -- они труднее доходят до слушателя, потому что сложнее, чем какая-нибудь "фоновая" музыка. Мне хочется, чтобы песня была произведением искусства. Легко предлагать товар, который рвут из рук. И намного труднее -- тот, в который нужно вслушиваться, чтобы понять.

-- А почему бы не писать для кого-то то, что рвут из рук, а для себя -- произведение искусства? Многие так делают.

-- Может быть. У меня лежат черновики, готовлю сборник своих стихов -- уже накопилось. Человечество наделало много глупостей на этой Земле. Иногда ощущаю себя этаким башмаком на рельсах, которым останавливают вагоны, летящие без тормозов в пропасть.

-- Сколько песен уже написано?

-- Я не подсчитывал, но пара сотен есть. Слава Богу, почти за 30 лет!

"ЕСЛИ ОБИЖАЮТ -- ХОЧЕТСЯ ДАТЬ ПО МОРДЕ"

-- Тарас, как вы реагируете на негативные публикации о себе?

-- Если меня кто-то пытается укусить, то первая реакция -- как у любого человека: если обижают, хочется дать по морде. Знаете, ко всему нужно относиться по-божески. Если чувствуешь правоту -- зачем впутываться? Это значит играть на чужом поле по чужим правилам. Игра нечестная: у журналиста есть "рупор", в который он говорит все, что угодно. Меня не так часто "цапали", это было по поводу конфликта между украинскими исполнителями и русской "Песней года". Моя точка зрения многим не понравилась, но прошло время, и все увидели, что Тарас был прав. Но должен сказать, что знаю: слово таки может убить. Несколько раз испытывал такую несправедливость -- что был просто на грани, но пересилил себя, "проглотил".

-- Как вы переживаете разочарования и потери, что помогает выйти из этого состояния?

-- Это, скажем, потеря идеалов. Начинал я в группе "Эней", позднее "Дзвони" -- в школьном возрасте. Я тогда не мыслил себя отдельной единицей, ощущение команды возникло сразу. Человек, думая, что к нему относятся так же, не учитывает момент несовпадения. Кто-то избрал другой путь, где пообещали немного больше денег, кого-то позвала Пугачева... И в результате мои однокашники как бы растворились в пространстве. Первый момент -- это был легкий шок, а потом началась переоценка всей жизни. И свою карьеру я начал, уже не надеясь на локоть друга, зная, что он может впиться в ребро. В этой жизни можно рассчитывать только на себя.

-- С кем вы работали в России?

-- Это были группы "Волшебные гитары", "Красные маки" -- с Юрой Чернавским, потом с Володей Кузьминым, Александром Барыкиным, с моим хорошим приятелем Яаком Йолой. Я многому научился в России. Остались контакты с однокашниками: один работает директором Агутина (мой бас-гитарист Коля Кирилин), Руслан Горобец -- руководитель "Рецитала" -- написал альбом для Долиной. В Москве киевлян много, но мы практически не общаемся.

-- Тарас, вы не любите этого, но хотелось бы поговорить о семье.
-- Жена преподает украинский язык и литературу, сын в юридическом институте, ему 22 года -- уже меня обогнал. Я всегда старался помочь ему искать собственный путь, никогда не пытался вести за руку. Собственно, и моя мама никогда не влияла на меня, было ясно, что Бог послал что-то: "абсолютные уши", способности, которым могли бы позавидовать многие. У моего сына таких данных не было. Его больше интересуют вопросы экономики, юриспруденции и т.д. Он иногда дает такие советы -- просто поражаюсь: неужели это мой сын? А чему удивляться: он уже взрослый мужчина, "клепка" есть, и в принципе, ему было в кого пойти! Ай, какой я скромный!

-- Как мама (народная артистка СССР Диана Петриненко -- В.М.) себя чувствует?

-- Мама -- тяжко, как и все: она профессор музыкальной академии и переживает все то же самое, что и остальные. Зарплату не выплачивают по несколько месяцев. Но она в прекрасной форме. Мои произведения она оценивает всегда позитивно, хотя, как вокалист, не принимает: бельканто это одно, а эстрадное пение -- совсем другое. Но спорили мы только в начале моей карьеры, когда я отказался от судьбы академического музыканта. (Родители видели меня дирижером или пианистом.) А когда мои песни становились популярными, и отцу (покойному), и маме (она иногда и слезы проливала) было приятно: можно было сыном гордиться.

Песни -- это и моя гордость, и мое горе. Они выбиваются из общего потока шоу-бизнеса. Постоянно пытаюсь написать что-то "полегче", но меня все время выворачивает на какие-то серьезные философские темы. Знаете, очень хочу вернуться в состояние молодого человека. Старые седые американские музыканты ведут себя, как пацаны -- в них живет рок-н-ролл! Это -- моя музыка. В какой-то момент я углубился в патриотическую, социальную тему, тогда это было нужно -- не каждый может похвастаться, что его песня звучит на колокольне Михайловского Златоверхого! Это -- счастье. Но хочется рок-н-ролла, когда отпущены тормоза, ты искренний, открытый -- и главное, я такой и есть. Сегодня я ограничен в возможностях даже организовать концерт во Дворце "Украина". Когда-то выступал по несколько раз в год, а теперь эта коробка стоит бешеных денег. А где их взять?

-- Поэтому вы хотели сделать свой концерт в Колонном зале?

-- Была идея -- я к ней еще вернусь. Речь не шла о рок-н-ролле в филармонии! Это будут произведения, написанные на языке академического искусства, но все-таки в песенном жанре. Сейчас меня тянет к крупной форме. Есть хорошие идеи.