Выпуск газеты Сегодня №174 (429) за 18.09.99
ИВАНОВ -- ТЕХАССКИЙ РЕЙНДЖЕР
СОБРАЛИСЬ ТАНКИСТ, КОВБОЙ И МУШКЕТЕР...
На самом деле лейтенант роты "С" первого полка снайперов-янки времен войны Севера и Юга, а также русский воин, принимавший участие в Бородинской битве 1812 года, -- наш современник киевлянин Евгений Иванов. По диплому он электрик, по трудовой книжке -- сотрудник охранных структур. Но когда рабочий день подходит к концу, он возвращается к своему главному увлечению -- униформизму. Расшифровываю: это реконструкция военной формы.
-- Женя, как вас занесло в столь отдаленные эпохи?
-- Что же происходит на Бородинском поле?
-- В первое воскресенье сентября туда съезжаются все униформисты стран СНГ: начиная от рыцарей и немецких танкистов, заканчивая советскими пограничниками и энкаведистами. А однажды здесь появился парень, увлекающийся мушкетерами Людовика XIII. У него были одежда и шпага того времени, усы и бородка. Кроме того, этот "гасконец" недурно фехтовал!
Само действо происходит на Бородинском поле очень внушительных размеров. Сначала в атаку идут французы, потом наступают русские -- по очереди, чтобы никто не обижался. Как правило, исход битвы остается неопределенным. Французы ведь уверены, что они в этой битве победили и захватили Москву. А русские полагают, будто в Бородинском сражении разгромили Наполеона.
Кроме того, раз в пять лет униформисты съезжаются в Бельгию, на битву под Ватерлоо. Это грандиозное зрелище с тысячами участников, не считая зрителей. Все происходит, как в жизни: построения, атаки, приказы командиров... Вооружены солдаты оружием, стреляющим холостыми зарядами.
МЕНЯЮ ПРЯЖКУ НА УШАНКУ
-- Словом, самым модным направлением в среде униформистов считается наполеоника?
-- Точно. Второе место по популярности принадлежит гражданской войне в США. Многие увлекаются Второй мировой. В Москве, например, создан клуб РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии), у них даже свой броневик имеется. А в Англии есть фанаты, реконструирующие форму эсэсовской танковой дивизии. Кстати, и они раздобыли танк времен войны. Но англичане увлекаются еще и советской гвардией Великой Отечественной. Конечно, их физиономии в советских гимнастерках выглядят совсем не так, как наши деды на фотографиях той поры. Между прочим, кирзовые сапоги для иностранцев -- огромная редкость и диковинка. Во всем мире не представляют, как из этого можно делать обувь. А на такие экзотические для западных коллег вещи, как ушанка и телогрейка, мы выменяли очень много полезных деталей для своей формы.
-- И как же происходит процесс реконструкции?
-- На создание мундира тратим порой не один год -- что-то делаешь сам, что-то заказываешь мастерам. Нужно перелопатить горы литературы, достать выкройки. Ведь мы реконструируем форму, начиная с нижнего белья и заканчивая снаряжением. Используем только натуральные материалы, предложить синтетику и кожзаменитель в нашем кругу равноценно оскорблению. Очень сложно раздобыть ткани, приходится обходить кучу магазинов. Например, для подкладки в прошлом столетии чаще всего использовали льняное полотно. Да что говорить о тканях XIX века! Уже невозможно достать сукно советских времен! Первые мундиры мы шили из фланелек Военно-морского флота СССР. Жесточайшее сукно! Его раньше выпускал Серпуховский текстильный комбинат, но сегодня даже он не может воссоздать былое качество.
Трехзубые вилки, ложки, подсвечники, кофейники ищем в антикварных магазинах, на Андреевском спуске или на Сенном рынке. Заграница тоже помогает. К примеру, недавно американские коллеги прислали пуговицы для мундиров именно той фирмы, которая выпускала их в прошлом веке. А лично мне в подарок -- пряжку и офицерский кушак. Цена всего обмундирования тянет где-то долларов на 800--1000.
МЫ НЕ МОНСТРЫ!
-- Женя, почему вы избрали именно этот период истории США?
-- Мне нравится стабильность американской истории, впрочем, как и XIX век вообще. В то время люди были другие, существовали понятия чести, человечности, благородства. В отличие от нашей кровавой гражданской войны, в противостоянии Севера и Юга не было исключительной жестокости. Южане и северяне спасали друг другу жизнь, лечили и выручали противников. А на Диком Западе самым страшным оскорблением считалось назвать человека лжецом или трусом. Получивший подобную характеристику должен был либо доказать обратное, либо покинуть поселение. В среде униформистов существуют такие же отношения. И если к нам затесался подлец, рано или поздно он проявит себя и будет выброшен из общества.
В Киеве я был одним из немногих, кто увлекался Севером. Все у нас почему-то любят Юг: "Унесенные ветром", романтика. А я взял и выбрал Север -- первый полк снайперов. Всю войну им командовал полковник Херам Бердан, разработчик знаменитой берданки. Год назад мы с товарищем через Интернет вышли на американцев -- коллег по увлечению, и те прислали мне документ, подтверждающий, что я -- лейтенант роты "С". А потом мы с приятелем послали в музей техасских рейнджеров свои фотографии в военной форме того времени. За океаном очень удивились, что в далекой Украине кто-то популяризирует их историю. А недавно из Америки пришли документы, согласно которым мы теперь -- почетные техасские рейнджеры, и наши фото в музее висят рядом с фотографией Чака Норриса.
-- Наверняка попасть в вашу компанию непросто?
-- Конечно, для этого мало иметь только форму -- ее можно купить, должны быть и знания соответствующего уровня. А меня хоть среди ночи разбудите -- я скажу, какой ширины был ремень у солдата-янки или назову калибр его оружия. Униформисты -- народ разношерстный. Но мы не монстры-милитаристы, а нормальные люди, которых объединяет хобби. Есть среди нас историки, офицеры МВД, бывшие военные.
-- А девушки имеются?
-- В основном это жены или подруги униформистов. Часто ребята берут на фестиваль своих близких, причем даже дети одеты в духе изображаемого времени. В своих лагерях мы дублируем не только сражения, но и быт, поэтому шьем и гражданские костюмы.
НА НАС ПЫТАЛИСЬ ПОСТАВИТЬ КРЕСТИК
-- Существуют ли для вас какие-то табу?
-- Никогда не надеваю форму солдат вермахта. Я готов носить мундир бойца Красной Армии, американских солдат и всех союзников, но в фашистский не облачусь никогда. И не из ненависти, а в память о погибших. Впрочем, я уважаю людей, которые занимаются реконструкцией этой формы.
-- Как к вам относились власти при Союзе?
-- Официально не трогали, но неофициально "доставали" на каждом шагу. Проблема была в том, что мы увлекались не той историей, которая нравилась чиновникам. Почему это вдруг Америка, а не Красная Армия?! Каждый бюрократ пытался нас "упорядочить", отметить крестиком. Однако в конце 80-х интерес к истории России возрос. Бородинское "сражение" униформистов курировал комсомол, армия помогала снаряжением и продуктами. С распадом Союза поддержка прекратилась, и пересечение границ превратилось в настоящую проблему. Порой случались курьезы. Помнится, в 94-м мы ехали в Бородино и перед тем, как пересечь украинскую границу, украсили автобус атрибутами французской армии, а таможенников уверяли, будто едем жечь Москву. Оказавшись в России, тут же выставили местную символику, и говорили, что направляемся защищать белокаменную от французов.
КАРМАННЫЕ ЧАСЫ ЕЩЕ ИДУТ
-- У вас такие живописные бакенбарды...
-- Я их ношу уже десять лет, и, кстати, один из немногих, кто позволяет себе ходить по Киеву с бакенбардами XX века. Правда, из-за них меня в свое время на государственную работу не взяли. Отказали под благовидным предлогом, но намекнули, что внешний вид не устраивает.
-- Женя, что еще из атрибутов прошлого века вы перенесли в свою реальную жизнь?
-- Конечно, по улицам в мундире особенно не погуляешь, но когда едем с друзьями в лес на шашлыки, часто надеваем форму. В холодную погоду люблю носить суконное кепи северо-американской армии или шляпу времен освоения Дикого Запада. В моем шкафу висят двенадцать разных старинных жилетов. Часто надеваю какой-нибудь из них, а в кармашек обязательно кладу часы.