1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №174 (429) за 18.09.99

ИВАНОВ -- ТЕХАССКИЙ РЕЙНДЖЕР

Кто сказал, что путешествовать во времени можно лишь в таинственной машине конструкции Герберта Уэллса? Пришельцы из прошлого живут среди нас! Не приходилось ли вам встречать на улицах Киева крепкого парня с роскошными бакенбардами, в ковбойской шляпе и кожаной жилетке, из кармана которой выглядывает цепочка часов? Их владелец утверждает, будто еще вчера сражался против Наполеона. И, знаете, он говорит правду!

СОБРАЛИСЬ ТАНКИСТ, КОВБОЙ И МУШКЕТЕР...

На самом деле лейтенант роты "С" первого полка снайперов-янки времен войны Севера и Юга, а также русский воин, принимавший участие в Бородинской битве 1812 года, -- наш современник киевлянин Евгений Иванов. По диплому он электрик, по трудовой книжке -- сотрудник охранных структур. Но когда рабочий день подходит к концу, он возвращается к своему главному увлечению -- униформизму. Расшифровываю: это реконструкция военной формы.

-- Женя, как вас занесло в столь отдаленные эпохи?


-- В детстве я читал исключительно Жюля Верна и разные исторические книги. С тех пор и влюбился в военную форму. А когда повзрослел, отправился в киевский клуб "Слава Отечеству", в котором всерьез занялся униформизмом. (На Западе это занятие называют "рэнект".) Свою первую форму офицера царской армии 1914 года сделал за год. Потом, конечно же, "заразился" всеобщим увлечением -- наполеоникой, ездил каждый год в Подмосковье на "Бородинское сражение". Но шесть лет назад сменил тему -- заинтересовался гражданской войной в США, и в 93-м впервые приехал в Бородино в форме солдата северо-американской армии.

-- Что же происходит на Бородинском поле?

-- В первое воскресенье сентября туда съезжаются все униформисты стран СНГ: начиная от рыцарей и немецких танкистов, заканчивая советскими пограничниками и энкаведистами. А однажды здесь появился парень, увлекающийся мушкетерами Людовика XIII. У него были одежда и шпага того времени, усы и бородка. Кроме того, этот "гасконец" недурно фехтовал!

Само действо происходит на Бородинском поле очень внушительных размеров. Сначала в атаку идут французы, потом наступают русские -- по очереди, чтобы никто не обижался. Как правило, исход битвы остается неопределенным. Французы ведь уверены, что они в этой битве победили и захватили Москву. А русские полагают, будто в Бородинском сражении разгромили Наполеона.

Кроме того, раз в пять лет униформисты съезжаются в Бельгию, на битву под Ватерлоо. Это грандиозное зрелище с тысячами участников, не считая зрителей. Все происходит, как в жизни: построения, атаки, приказы командиров... Вооружены солдаты оружием, стреляющим холостыми зарядами.

МЕНЯЮ ПРЯЖКУ НА УШАНКУ

-- Словом, самым модным направлением в среде униформистов считается наполеоника?

-- Точно. Второе место по популярности принадлежит гражданской войне в США. Многие увлекаются Второй мировой. В Москве, например, создан клуб РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии), у них даже свой броневик имеется. А в Англии есть фанаты, реконструирующие форму эсэсовской танковой дивизии. Кстати, и они раздобыли танк времен войны. Но англичане увлекаются еще и советской гвардией Великой Отечественной. Конечно, их физиономии в советских гимнастерках выглядят совсем не так, как наши деды на фотографиях той поры. Между прочим, кирзовые сапоги для иностранцев -- огромная редкость и диковинка. Во всем мире не представляют, как из этого можно делать обувь. А на такие экзотические для западных коллег вещи, как ушанка и телогрейка, мы выменяли очень много полезных деталей для своей формы.

-- И как же происходит процесс реконструкции?

-- На создание мундира тратим порой не один год -- что-то делаешь сам, что-то заказываешь мастерам. Нужно перелопатить горы литературы, достать выкройки. Ведь мы реконструируем форму, начиная с нижнего белья и заканчивая снаряжением. Используем только натуральные материалы, предложить синтетику и кожзаменитель в нашем кругу равноценно оскорблению. Очень сложно раздобыть ткани, приходится обходить кучу магазинов. Например, для подкладки в прошлом столетии чаще всего использовали льняное полотно. Да что говорить о тканях XIX века! Уже невозможно достать сукно советских времен! Первые мундиры мы шили из фланелек Военно-морского флота СССР. Жесточайшее сукно! Его раньше выпускал Серпуховский текстильный комбинат, но сегодня даже он не может воссоздать былое качество.

Трехзубые вилки, ложки, подсвечники, кофейники ищем в антикварных магазинах, на Андреевском спуске или на Сенном рынке. Заграница тоже помогает. К примеру, недавно американские коллеги прислали пуговицы для мундиров именно той фирмы, которая выпускала их в прошлом веке. А лично мне в подарок -- пряжку и офицерский кушак. Цена всего обмундирования тянет где-то долларов на 800--1000.

МЫ НЕ МОНСТРЫ!

-- Женя, почему вы избрали именно этот период истории США?

-- Мне нравится стабильность американской истории, впрочем, как и XIX век вообще. В то время люди были другие, существовали понятия чести, человечности, благородства. В отличие от нашей кровавой гражданской войны, в противостоянии Севера и Юга не было исключительной жестокости. Южане и северяне спасали друг другу жизнь, лечили и выручали противников. А на Диком Западе самым страшным оскорблением считалось назвать человека лжецом или трусом. Получивший подобную характеристику должен был либо доказать обратное, либо покинуть поселение. В среде униформистов существуют такие же отношения. И если к нам затесался подлец, рано или поздно он проявит себя и будет выброшен из общества.

В Киеве я был одним из немногих, кто увлекался Севером. Все у нас почему-то любят Юг: "Унесенные ветром", романтика. А я взял и выбрал Север -- первый полк снайперов. Всю войну им командовал полковник Херам Бердан, разработчик знаменитой берданки. Год назад мы с товарищем через Интернет вышли на американцев -- коллег по увлечению, и те прислали мне документ, подтверждающий, что я -- лейтенант роты "С". А потом мы с приятелем послали в музей техасских рейнджеров свои фотографии в военной форме того времени. За океаном очень удивились, что в далекой Украине кто-то популяризирует их историю. А недавно из Америки пришли документы, согласно которым мы теперь -- почетные техасские рейнджеры, и наши фото в музее висят рядом с фотографией Чака Норриса.

-- Наверняка попасть в вашу компанию непросто?

-- Конечно, для этого мало иметь только форму -- ее можно купить, должны быть и знания соответствующего уровня. А меня хоть среди ночи разбудите -- я скажу, какой ширины был ремень у солдата-янки или назову калибр его оружия. Униформисты -- народ разношерстный. Но мы не монстры-милитаристы, а нормальные люди, которых объединяет хобби. Есть среди нас историки, офицеры МВД, бывшие военные.

-- А девушки имеются?

-- В основном это жены или подруги униформистов. Часто ребята берут на фестиваль своих близких, причем даже дети одеты в духе изображаемого времени. В своих лагерях мы дублируем не только сражения, но и быт, поэтому шьем и гражданские костюмы.

НА НАС ПЫТАЛИСЬ ПОСТАВИТЬ КРЕСТИК

-- Существуют ли для вас какие-то табу?

-- Никогда не надеваю форму солдат вермахта. Я готов носить мундир бойца Красной Армии, американских солдат и всех союзников, но в фашистский не облачусь никогда. И не из ненависти, а в память о погибших. Впрочем, я уважаю людей, которые занимаются реконструкцией этой формы.

-- Как к вам относились власти при Союзе?

-- Официально не трогали, но неофициально "доставали" на каждом шагу. Проблема была в том, что мы увлекались не той историей, которая нравилась чиновникам. Почему это вдруг Америка, а не Красная Армия?! Каждый бюрократ пытался нас "упорядочить", отметить крестиком. Однако в конце 80-х интерес к истории России возрос. Бородинское "сражение" униформистов курировал комсомол, армия помогала снаряжением и продуктами. С распадом Союза поддержка прекратилась, и пересечение границ превратилось в настоящую проблему. Порой случались курьезы. Помнится, в 94-м мы ехали в Бородино и перед тем, как пересечь украинскую границу, украсили автобус атрибутами французской армии, а таможенников уверяли, будто едем жечь Москву. Оказавшись в России, тут же выставили местную символику, и говорили, что направляемся защищать белокаменную от французов.

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ ЕЩЕ ИДУТ

-- У вас такие живописные бакенбарды...

-- Я их ношу уже десять лет, и, кстати, один из немногих, кто позволяет себе ходить по Киеву с бакенбардами XX века. Правда, из-за них меня в свое время на государственную работу не взяли. Отказали под благовидным предлогом, но намекнули, что внешний вид не устраивает.

-- Женя, что еще из атрибутов прошлого века вы перенесли в свою реальную жизнь?

-- Конечно, по улицам в мундире особенно не погуляешь, но когда едем с друзьями в лес на шашлыки, часто надеваем форму. В холодную погоду люблю носить суконное кепи северо-американской армии или шляпу времен освоения Дикого Запада. В моем шкафу висят двенадцать разных старинных жилетов. Часто надеваю какой-нибудь из них, а в кармашек обязательно кладу часы.