1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №93 (348) за 22.05.99

А МОЖЕТ НУ ИХ, ЭТИ $200 МИЛЛИОНОВ?

Украина рискует остаться без $200 млн. кредита, обещанного международными финансовыми институтами на проведение административной реформы. Причина банальна: по сей день не выполнены требования Всемирного банка по реформированию структур исполнительной власти.

Эксперты, разрабатывавшие "адмистративный" проект Всемирного банка, считают, что необходимо усилить роль Кабинета министров в разработке политического и экономического государственного курса. Этот самый курс должен вырабатываться в специальных правительственных комитетах. Что касается отдельных сфер экономики, то за программы, реализуемые там, стоит сделать отвественными министров, которых западные эксперты призывают превратить из пешек в сильные политические фигуры. Параллельно необходимо ликвидировать отраслевые отделы в правительственном аппарате, которые давно уже превратились в атавизм.

Параллельно с административной реформой Мировой банк настоятельно рекомендует заняться дерегуляцией, то есть освобождением экономики от административных оков. Имеется в виду не тотальное отстранение правительства от контроля над экономикой, а установление четких ограничений в этом вопросе. Необходимо упростить процедуру регистрации фирм, резко уменьшить виды лицензирования. Последней процедуре должны подлежать только те виды деятельности, которые угрожают экологической безопасности и здоровью людей. Хотя Президент подписал соответствующий указ относительно требований к предпринимательской деятельности, наша государственная машина пока не способна воплотить его в жизнь, считают эксперты.

Реформирование управленческих структур вписывается не только в требования Мирового банка, но и Конституции. Два президентских указа как раз и посвящены решению этих задач. Первый -- касается создания Государственной комиссии по вопросам админреформы, второй -- концепции реформирования госуправления. Однако эти идеи у нас не срабатывают, -- маловато политической воли у правительства, считает эксперт Международного банка Михал Бен Гера.

"Поскольку административная реформа предполагает укрупнение министерств и уменьшение числа исполнительных структур, это задевает интересы многих управленцев. Последние, как правило, стараются затормозить данный процесс. Вместо желанного сокращения у нас прослеживается динамика роста управленческих кадров (ежегодно их количество увеличиваются на несколько тысяч человек). В Украине сейчас масса госкомитетов, департаментов, национальных агентств, которые, по сути, выполняют роль тех же министерств, только они под другой вывеской. Такое количество центральных органов исполнительной власти ведет к дублированию их деятельности, путанице и размножению большого числа подзаконных актов, инструкций, подведомственных приказов, что размывает законодательную базу страны", -- утверждает экс-глава администрации Президента, народный депутат Дмитрий Табачник.

Со времен Виталия Масола у нас не было ни одного премьера, который бы не провозглашал сокращения Кабминовского аппарата на 10--25%. Если бы такое "обрезание" действительно проводилось, то в Кабинете Министров уже не с кем было бы работать. Однако истинное число управленцев в центральном аппарате власти с 693 (1994 год) возросло до 826. По словам главы Государственной комиссии по административной реформе Леонида Кравчука, Верховная Рада до сих пор не приняла Закон "О Кабинете Министров", который мог бы стать базовым документом для усовершенствования правительственного аппарата.

Словом, политическая система страны далека от демократических стандартов...