1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №198 (201) за 15.10.98

"Я НИКОГДА НЕ ПРОДАМСЯ ЗА ЧЕЧЕВИЧНУЮ ПОХЛЕБКУ"

Когда видишь Людмилу Зайцеву на экране ("А зори здесь тихие", "Здравствуй и прощай", "Ксения, любимая жена Федора", "Остановился поезд" и др.), трудно отделаться от ощущения, что актриса удивительно напоминает кого-то случайно встреченного сегодня на улице, в магазине, в метро: ее героини -- веселые, разбитные бабенки -- всегда узнаваемы и вызывают щемящее чувство тоски и жалости...

Вот и в этот раз на просьбу ответить на некоторые вопросы Людмила Васильевна задиристо ответила: "Смотря на какие!", но ответила на все.

ЛЕГЧЕ СКАКАТЬ НА КОНЕ, ЧЕМ ИЗОБРАЖАТЬ "АХ-АХ-АХ"

-- Людмила Васильевна, что сейчас происходит в вашей профессиональной жизни?

-- В общем-то ничего утешительного. Снялась в сериале у Дружининой "Тайна дворцовых переворотов". Но знаете, как сейчас снимается кино? Одно платье на двоих называется -- денег нет, съемки идут уже несколько лет и никак не могут закончиться. Тем более с этим финансовым кризисом в России...

-- А не было у вас никогда, учитывая сегодняшнее тяжелое положение актеров, соблазна сняться в рекламе? Или не приглашали?

-- Приглашали. Но я уважаю свою профессию и ни за что на это не пойду. Пусть кому-то это покажется смешным, но я ощущаю себя русской актрисой.

-- Вы снимались у многих знаменитых режиссеров: Ростоцкого, Шукшина, других. Насколько экранный образ женщины из народа соответствует вашему образу в жизни?

-- Судить трудно, но, знаете, очень нелегко играть человека, чуждого твоей сущности, по крайней мере в моем случае. Мне всегда было легче скакать на коне, чем в бальном платье изображать"ах-ах-ах".

НЕЛЬЗЯ ХУДОЖНИКУ ДУМАТЬ О "НИЗКИХ ИСТИНАХ"!

-- Сейчас среди актеров очень популярна такая форма заработка, как антреприза. Берешь пьесу на двоих-четверых, лепишь спектакль "из того, что было" -- и вперед по городам и весям...

-- Было у меня одно такое предложение. Но это оказалась такая жалкая пьеса, такая беспомощная идея... И знаете, я почти согласилась, но летом сломала ногу. А потом у человека, который организовывал все это, закончились деньги. Так что -- все к лучшему. "Французская пьеса на четверых" -- это не для меня.

-- Почему? Вас коробит утилитарность нынешнего театра или легкомысленность пьес?

-- Я окончила училище им. Щукина и получила классическое театральное образование. Вот пригласили меня недавно в один театр: "Что бы вы хотели играть?" Я им предлагаю Островского "Без вины виноватые". Мелодрама -- это ведь жанр на все времена. Но вижу, что нет у сегодняшних театров ни денег, ни возможностей, ни желания заниматься большой драматургией. А меня не устраивают эти мелкие правды, полуобороты в трактовках, полукритерии в требованиях...

-- Вы считаете, что сегодня общество испытывает потребность в "высоких
истинах"?

-- (Начинает горячиться.) Да не должен художник думать об этом! Сегодня нужны, завтра не нужны, послезавтра опять нужны. Художник должен делать свое дело. И потом, я люблю "большой театр" -- бархатные кресла, люстры, гармонию во всем. Так должно быть. А не декорации за три копейки или вообще без них и, как вы говорите, -- по городам и весям.

РОССИЙСКОЕ КИНО -- ЭТО ТОНУЩИЙ "ТИТАНИК"

-- Людмила Васильевна, а нет у вас ощущения, что с чем-то в жизни вы уже
опоздали?

-- Ну, Офелию или какие-то возрастные роли мне уже, конечно, не сыграть. Однако есть еще много других возможностей...

-- А по-человечески жалеете о чем-нибудь, что не случилось в вашей жизни?

-- (После паузы.) Наверное, да. Но это очень личное. Кроме того, думаю, особо жалеть нет смысла: не случилось -- значит не судьба.

-- Как вы себя чувствуете в новой России и в новом кинематографе?

-- Многое из того, что произошло в стране за эти годы, я принять не могу. Есть огромное внутреннее сопротивление. Я не чувствую себя в этом контексте "своей", да и не стремлюсь к этому. А что касается кино, то я ведь в Союз кинематографистов не хожу -- мне эти люди неинтересны. Ни они, ни их разговоры: "Мы думаем, мы решили, мы все изменим..." Все равно этот огромный "Титаник" под названием "Российское кино" идет ко дну...

-- Хорошо ли, что капитаном этого, как вы сказали, "Титаника" стал Никита
Михалков?

-- А какая разница? Не верю, что этот факт что-то изменит в сложившихся обстоятельствах. И дело не только в названной личности, а в самом подходе, в системе.

-- Но вы были на последнем съезде российских кинематографистов...

-- Конечно, была. Хотелось узнать, о чем пойдет разговор. И потом, мы сейчас так редко встречаемся с коллегами. Было приятно повидать старых друзей и знакомых.

НА ПРЕЗЕНТАЦИЯХ АКТЕРЫ РАСПИХИВАЮТ ПО СУМКАМ КОЛБАСУ

-- А почему редко встречаетесь? Предположим, нет работы, но ведь в Москве идет бурная светская жизнь -- тусовки, презентации, ночные клубы. Разве вы не бываете на таких мероприятиях?

-- Нет, не бываю. Это унизительно для нормального человека! Ну что мои коллеги для этих людей?! Их приглашают, наливают шампанское, ставят какие-то бутерброды. А потом актеры колбасу по сумкам распихивают, чтобы как-то выжить. Разве это не ужасно, не унизительно? Я же не собираюсь продаваться за чечевичную похлебку!

-- Непримиримый, оказывается, вы человек. А друзей у вас много?

-- Многих друзей из актерского цеха я за последние годы растеряла. Но появились другие -- люди, с которыми у меня общие интересы, взгляды на политику...

-- Политикой интересуетесь?

-- Кто сегодня не интересуется политикой? Конечно, меня волнует то, что происходит в обществе.

-- Каковы же ваши политические пристрастия?

-- Можете так и написать: я -- в оппозиции к демократам! Не потому, что убежденная коммунистка. Более того, я никогда не являлась ни комсомолкой, ни коммунисткой. Но в те времена было хоть какое-то уважение к человеку, который трудится, была стабильность в обществе. А теперь мы просто не знаем, чего нам ожидать.