1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №184 (439) за 02.10.99

"Я ХОЧУ ОШИБАТЬСЯ, ПОКА МНЕ ШЕСТНАДЦАТЬ!"

Кто-то мудрый заметил: школьная программа вызывает у детей устойчивое отвращение к литературе. И верно, большинство из нас, только повзрослев, заново открывает имена классиков. В сознании ребенка и особенно подростка сильно стремление к свободе от диктата взрослых: если меня к чему-то вынуждают, значит, это что-то неприятное. Вот и получается... А что, собственно, получается? Какие книжки читают нынешние старшеклассники? И читают ли вообще?

ЛЮБИМЫЕ АВТОРЫ -- БУЛГАКОВ И РЕМАРК

Отправился я "в народ", точнее, в киевскую среднюю школу № 24, в 11-Б класс. И попросил ребят написать сочинение о том, какая книга из прочитанных ими за последнее время понравилась больше всего и почему именно она. "Народ", еще не успевший втянуться в учебный процесс и утомиться написанием иных опусов, к просьбе этой отнесся на удивление бодро. Так что через неделю я уже получил сочинения.

Признаться, результаты меня удивили. Одиннадцатиклассник, казалось бы, помимо программной литературы да учебников больше ничего не читает -- времени на "посторонние" книги нет. А телевизор, а дискотеки, а футбол?.. Оказывается, все не так.

Особенно неожиданным оказалось мнение о современных писателях и их "нетленке": "Я... не отдаю предпочтения ни "Русскому проекту", ни Леонову, ни Незнанскому, ни Гаррисону, ни Асприну, ни даже Стивену Кингу. Все они напоминают огромные сериалы, которые показывают по "Интеру" или "1+1". Не успев окончиться, они начинаются снова, опять-таки с первой серии".

А уж серьезно к подобным книгам и подавно никто не относится. "Есть множество романов, читая которые, я могу отдохнуть, перенестись в легкий мир, где практически всегда все складывается наилучшим образом. Чаще всего я не сосредоточиваю внимание на сюжете, поэтому он не остается в моей памяти надолго. Такие книги не вызывают у меня особых чувств или переживаний". Правда, чуть ниже эта же школьница детально рассказывает о сериале Воронина "Слепой", книги из которого произвели на нее "сильное впечатление".

Можно смело утверждать, что молодежь предпочитает классиков. Из украинских ребята назвали Мирного, Хвылевого, Кулиша, Франко, Загребельного... Из писателей близкого зарубежья "отличились" Шолохов, Куприн, Герман. Среди "настоящих иностранцев" были названы Кронин, Моэм, Войнич, Дюма, Сэлинджер, Вэйс, Лондон и Маркес. У любителей фантастики фигурировали Стругацкие, Лем, Азимов и Ефремов -- сплошная классика. Из поэтов же чести быть среди лучших удостоился один Николай Гумилев.

Чаще всего ребята упоминали Булгакова и Ремарка. Подозреваю, что этих авторов они "проходили", но все равно слова об их произведениях звучат искренне. "Три товарища" -- удивительный роман. Он написан в прекрасной, легкой форме... Эта книга учит нас ценить самые важные в жизни вещи: дружбу, любовь, верность, преданность".

МЫ ВСЕ ПОНИМАЕМ -- ТОЛЬКО САМИ ДУМАТЬ НЕ ХОТИМ?

Многие ребята не просто делятся "мыслями по поводу", но и пытаются выйти за рамки темы, подать собственную трактовку произведения. Вот, например, резюме по книге "Над пропастью во ржи": "...Я пришел к выводу: тот, кто говорит, что на своих ошибках учатся только дураки, очень ошибается. Это не дураки, а подростки. Я хочу ошибаться, пока мне шестнадцать! Я хочу биться о свои же неудачи! Я хочу розочарований в любви! Я хочу жить!"

Казалось бы, надо радоваться: нынешнее поколение растет грамотным и начитанным. Более того, очень хорошо осознает роль книги в обществе. "Книгами... мы... наполняем себя внутренне. Взгляд не может быть разумным, если за ним ничего нет. Тогда он пустой... Человек воспитывается на книгах, именно потому очень важно правильно выбирать то, из чего берешь максимум полезного..." Но не все старшеклассники стремятся иметь собственное мнение. Пару раз фразы в сочинениях напоминали мне списанные из учебников постулаты: "Это произведение отличается богатством содержания, совершенством художественной формы. Особенностью романа является глубокое..." То ли матерый литкритик растет, то ли простой плагиатор...

В целом же впечатление создается обнадеживающее: вопреки многочисленным предсказаниям о крахе книги, о том, что она навсегда перейдет в последние ряды, уступив место телевидению, радио и компьютеру, книга живет и находит дорожки к юным душам. Еще больше радует то, что прокладывают эти дорожки не супермены с базуками и не полуголые варвары из "сериалов", а "Мастер..." и "Три товарища". Что ж, пожелаем им счастливого пути!