1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №125 (128) за 03.07.98

КАЖДАЯ ДВОРНЯЖКА ЛАПУ ПОДАЕТ

В погоне за популярностью одна из харьковских подростковых дискотек повесила у входа объявление: "Для тех, кто придет сегодня со своим любимым тамагочи, вход бесплатный".

В тот вечер электронные игрушки принесли с собой все мальчики и девочки. Некоторые даже по две. А один "крутой" десятиклассник явился с пятнадцатью (!) брелочками на поясе джинсов. Причем все зверушки исправно функционировали, время от времени издавая писклявый сигнал "SOS". Тогда весельчак говорил партнерше: "Извини, надо позаботиться о ребеночке" и унимал электронного буяна.

Так что же это за чудо-юдо, страстно любимое детьми всех возрастов и столь же ненавидимое взрослыми? Котенок, щенок, динозаврик или какой-либо иной представитель фауны появляются на маленьком экране брелочка и живут, пока хватает энергии у батарейки. Причем им, как настоящим, в соответствии с заложенной программой чего-нибудь все время надо -- поесть, попить, поиграть, полечиться, улечься спать. И дети с азартом и умилением нажимают кнопочки нехитрого управления, чтобы удовлетворить любое желание виртуального питомца. Ведь если все делается как надо, зверек растет, улыбается и машет лапкой. Но если ребенок был невнимателен или небрежен к подопечному, тамагочи в некоторых версиях умирает, а в некоторых просто исчезает с экрана.

Эту виртуальную игрушку, отвечающую самым потаенным чаяниям детей, придумала японская домохозяйка Аки Маита. И сразу попала "в яблочко" потребительского спроса. По приблизительной оценке оптовиков, только в Украину завезено около 20 миллионов "одушевленных" игрушек .

Но не успели тамагочи появиться на прилавках, как разгорелись страсти. Родители и педагоги разделились на два лагеря -- противников и сторонников.

Противница: "Мою семилетнюю дочку преследовало навязчивое желание быть с игрушкой и днем, и ночью. Она брала ее и в школу, и на прогулку, и на тренировку. По-моему, из-за этого цыпленка она ни о чем не могла думать -- по его требованию ребенок бросал все занятия! А уж что было, когда этот тамагочи умер! Не хочется и вспоминать... Я больше ни за что не куплю своей девочке этого монстра".

Сторонница: "А мы купили тамагочи -- и ничего страшного не произошло. Сын не брал игрушку из дому. Он специально переводил часы на брелочке, чтобы зверек спал, пока он в школе, и бодрствовал, если он дома. А когда электронный котенок умер, просто поставил новую батарейку. На мой взгляд, страхи родителей совершенно необоснованны".

Я, как и многие мамы, оказалась между двух огней -- желанием дочки иметь электронного щенка и перспективой заполучить какой-нибудь невроз. В конце концов решили довериться здравому смыслу. Мы купили виртуального щенка. Однажды дочка слишком сурово, по-видимому, его наказала за капризы, а он взял котомку и ушел. После некоторого раздумья дочь спокойно поменяла батарейку. Программа заработала заново, а дочь стала бережнее и внимательнее, и дорастила собачку до 18-летнего возраста. Интересно, что присутствие виртуального домашнего животного нисколько не отразилось на отношениях ребенка с нашим реальным живым котом, за которым она стала даже лучше ухаживать и играть с большим удовольствием. На мой вопрос, чем отличается электронный щенок от живого кота, хладнокровно ответила: "Это же просто тренажер!" Так может, нет ничего страшного в этих тамагочи?

-- Эта игрушка непривычна тем, что обладает обратной связью, -- говорит психолог Светлана Яновская. -- Тамагочи выражает какое-то желание -- ребенок его удовлетворяет или нет -- тамагочи соответственно реагирует. Программа устроена так, что зверек может капризничать, обижаться и т.п. Эта имитация общения и приводит ребенка в восторг.

К тому же в этой игре ребенок совершенно свободен. В его отношения со зверушкой не вмешиваются взрослые. Он сам решает, как поступить, и за правильные действия вознаграждается -- улыбкой зверька, приветственным жестом, да и просто тем, что тот живет и растет благодаря его заботам. Я думаю, что успех тамагочи в том, что он отвечает целому букету интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка.

А что касается неврозов... На мой взгляд, это проблема не игрушки, а родителей. Возможно, ребенок одинок в своей семье, возможно, у него нет друзей среди сверстников. У каждого свои проблемы. В принципе, "гибель" тамагочи может сыграть как психотравмирующий фактор, но на фоне отнюдь не виртуальных реалий нашей жизни это не повод для страданий. И ребенку нужно это объяснить.

Игрушки -- своего рода индикатор душевного благополучия. Если вы любите свое дитя, уделяете ему достаточно времени, если вы к нему внимательны и нежны, электронный приятель будет ребенку только в радость. Но при всем желании мы не сможем оградить своих детей от взаимной привязанности с электронной игрушкой. Они должны учиться жить в XXI веке, где виртуальной реальности может оказаться не меньше, чем обычной.

P. S. Я уже заканчивала писать этот материал, когда с прогулки вернулась моя десятилетняя дочь: "Мама, хочешь детский анекдот? В магазинах стали продавать тамагочи-украинцев. Они просят то борща, то горилки, то зарплаты. Но если им ничего не давать, они начинают бить касками об асфальт. И даже без батарейки."

По-моему, наши дети прекрасно поняли, что такое игрушки с обратной связью...