1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №185 (440) за 05.10.99

КАКИЕ ПРОСТЫНИ ПОДХОДЯТ МИНИСТРАМ?

Что в ногах правды нет, поняли еще наши пращуры, оседлавшие коня. Но это приобретение создало массу дополнительных сложностей: его нужно было кормить, мыть, подковывать. Транспорт усложнялся -- росли и проблемы с его обслуживанием.

КАЖДОЙ МАРШРУТКЕ -- ПО ЭЛЕКТРОННОЙ КАССЕ...

Больше всего хлопот доставляют авто- и железнодорожные перевозки пассажиров. С первыми, казалось бы, все ясно: недостаток государственных автобусов, трамваев и троллейбусов стали восполнять юркие маршрутки частников. Однако тут возникает ряд неувязочек. По мнению чиновников (разъезжающих в иномарках), их слишком много, что создает беспорядок на дорогах и остановках, требует слишком много топлива и сильно загрязняет атмосферу. В Европе, как заметил на встрече с журналистами замминистра транспорта Украины Леонид Костюченко, любовью к маршруткам давным-давно переболели и теперь отдают предпочтение автобусам. Вроде бы у нас есть чему "отдавать"!

К тому же частные перевозчики не заинтересованы "светить" реальные доходы и платить с них налоги. Если, как заметил г-н Костюченко, транспортное предприятие, образованное на базе государственного, показывает дневную выручку в размере 150--170 грн. с одной машины, то мелкие частники частенько пишут такую сумму за весь месяц. Поэтому с нового года планируется оснастить все отечественные микроавтобусы (для такси такое время наступит в октябре) контрольно-кассовыми аппаратами -- дабы прибыль каждого видна была.

Нелюбовь государства к мелким частникам видна невооруженным глазом. Достаточно сказать об обязательной сертификации транспортных услуг и замене не получивших одобрения чиновников машин, малоприемлемые для скромных автовладельцев тендеры на обслуживание определенных маршрутов, те же контрольно-кассовые аппараты стоимостью от 250 грн., регулирование цен на перевозки.

Последнее, кстати, привело в Полтаве к настоящему транспортному кризису. На днях в редакцию позвонил тамошний водитель микроавтобуса (по понятным причинам просивший не афишировать его фамилию) и сообщил следующее: городские власти предписали всем транспортникам, невзирая на форму собственности, брать за проезд не более 25 копеек. В результате большинство частных маршруток "замерло", а на остановках вновь появились толпы граждан, штурмующих и без того на ладан дышащие автобусы. Город полнится слухами о том, что власти хотят вытеснить мелких частников, организовать одну крупную транспортную компанию-монополиста, а затем установить плату за проезд, исходя из собственных запросов и рентабельности.

Чиновников понять можно. Сегодня крупные, бывшие государственные, транспортные предприятия оправились от постперестроечного шока и хотят, а главное, могут сами закупать необходимую технику и полностью обеспечивать городские пассажирские перевозки -- конкуренты им в этом деле не нужны. К тому же руководят такими предприятиями, как правило, люди давно проверенные, не глухие к нуждам городских и областных администраций. Нужно, к примеру, организовать бесплатный проезд или сделать его доступным всем категориям граждан -- пожалуйста! Тем более, что компенсируются потери, как правило, из городской казны, а в отношении мелких частников подобное не практикуется.

...А КАЖДОМУ ПАССАЖИРУ -- ПО КОМПЛЕКТУ ОДНОРАЗОВОГО БЕЛЬЯ

Но если городскими перевозками народ более-менее доволен, то сервис на междугородних оставляет желать лучшего -- несмотря на все усилия властей по модернизации (сейчас, к примеру, разрабатывается первый отечественный электровоз) и обновлению подвижного состава. В этом Леонид Костюченко недавно убедился лично, отправившись в командировку поездом. Сам Леонид Михайлович роста немаленького, а потому укрыться выданной в комплекте постельного белья простыней ему не удалось: по всей видимости, находчивые железнодорожники из положенной по стандарту простыни сделали две.

Сей прискорбный факт привлек пристальное внимание министерства к нуждам пассажиров, ведутся переговоры с поставщиками одноразовых комплектов белья, которое давным-давно используется во всем мире. По рассчетам, это намного выгоднее, чем закупать обычные комплекты и каждый раз тратиться на стирку, моющие средства и содержание целого штата обслуживающего персонала. Тем более, стоить такой комплект будет всего 3 грн. Словом, с серыми и сырыми простынями в наших поездах скоро будет покончено, хотя г-н Костюченко и намекнул, что этому противятся некие таинственные силы.

Но этим неудобства поездок по "железке" не исчерпываются: здесь и спекуляция билетами (в том числе узаконенная, через сервисные кассы), и наглухо закрытые даже в страшную жару окна, и навечно "прописавшиеся" тараканы. А главная проблема железнодорожников -- пассажиры, вернее, их отношение к транспорту. Всего за два месяца новенькие вагоны превращаются в ободранные теплушки с мелодраматическими надписями на стенах. В Минтрансе намерены вскоре решить проблемы как первых, так и вторых, разрабатывают новые правила перевозок: в частности, будут установлены более высокие штрафы за порчу подвижного состава.

...Тем же, кого категорически не устраивает работа отечественного транспорта, а собственное авто не по карману, можно посоветовать традиционный способ передвижения китайцев -- велосипед. Тем более, что с недавних пор их производство возобновил велосипедный завод в Харькове, причем продает "велики" все возрастающими темпами и по вполне доступной цене.