1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №155 (410) за 20.08.99

ЗАЧЕМ КОЗЕ БАЯН?

Марксистский классик мог бы подтвердить, что вопрос, о котором сегодня пойдет речь, "архиважен" -- как ни крути, почти все мы, пренебрегая советом из известного анекдота ("Семья заменяет все, поэтому прежде, чем ее завести, подумай, что тебе важнее: все или семья") -- люди семейные.

Развлечение, которое доступно сегодня всем семьям, независимо от финансовых и иных возможностей, -- это телевидение. Априори семейного телевидения у нас нет, зато есть программы, которые худо-бедно можно смотреть вместе с домочадцами, не рискуя нарваться на похабщину или постельную сцену в исполнении двух целлюлитных тел.

Условно эти программы можно разделить на просветительские, публицистические и развлекательные ( оговорим сразу, что о детских передачах, привлекающих только детей определенного возраста, мультиках и кинофильмах говорить не будем).

С просветительскими -- проблема. Наше ТВ до сих пор так и не смогло создать концепцию просветительского вещания. Видимо, не очень и хотелось: затраты огромные, а рейтингов -- кот наплакал.

Относительно стабильно идет на УТ-2 образовательный канал, однако "школярская" подача, локальность рассматриваемых вопросов делает программу неприемлемой для взрослого зрителя (еще жива в памяти смертельная скука, которую мы испытывали, когда учителя с садистским упорством устраивали нам на уроках аналогичные просмотры). К этой же группе можно отнести цикл программ к 200-летию Пушкина, а также авторские программы Владимира Молчанова ("Помню... люблю..." -- о композиторах) и Никиты Михалкова ("Сентиментальное путешествие на Родину" -- о художниках), ретранслируемые Интером. Вышеназванные программы небезынтересны для семейного просмотра не только потому, что зрителя каждый раз ждут какие-то информационные открытия, но и потому, что они несут яркую личностную окраску их ведущих. В этой же группе -- "Старая квартира" и "Намедни с Леонидом Парфеновым", но, к сожалению, доступны они только тем зрителям, которые могут смотреть российские каналы.

Публицистических программ тоже до смешного мало. Возможно, причина в стремительной американизации российского, да и украинского ТВ, которые еще несколько лет назад делали на такие программы ставку (не говоря уже о временах перестроечного бума). В этой группе лидирует безусловно "Табу", "Эпицентр" (1+1). С той только разницей, что Мыкола Вересень, как правило, в своем ток-шоу рассматривает вопросы, интересные всем слоям населения и всем возрастным группам, а программа Пиховшека -- для людей, которые всерьез интересуются политикой. Пример крепко скроенного публицистического ток-шоу для взрослых и детей -- российская "Акуна матата" -- даже при условии, что за внешним антуражем часто скрывается неглубокое прочтение, а подчас и непонимание проблемы. "Вже не діти" (УТ-1) -- это "акуна матата" для "бедных": авторская группа испытывает серьезные финансовые и кадровые проблемы. К сожалению, украинский эфир пока не имеет публицистических программ подобных "Слушается дело" (НТВ). Идея проста, как две копейки: по иску конкретных лиц поднимается проблема мощной социальной значимости, а "ответчиков" защищают или обвиняют известные, авторитетные люди. Одну из последних программ (Жириновский против рок-музыкантов) мы смотрели с сыном -- с одинаково острым интересом и комментариями.

Третья группа (развлекательные программы) -- пожалуй, самая многочисленная. Но именно она отличается наиболее низким качеством. "Самое смешное домашнее видео" (ICTV) -- не более, чем неудачная калька российской "Сам себе режиссер" (1+1). (Разговоры о том, что на ТВ все кальки, а российские программы тоже украдены или куплены на западном ТВ -- малоубедительны: идеи действительно витают в воздухе -- вопрос в том, как суметь чужую идею адаптировать к родной почве, что, скажем,сделал Якубович в "Поле чудес"). Успехом на семейных просмотрах пользуются ретранслируемые Интером программы ОРТ --- КВН, "Смак", "Абажур", "Пока все дома", "Утренняя звезда" (несколько анемичная по конструкции)? "Городок", хотя некоторые приколы последней не всегда для общего домашнего пользования.

Сложнее с украинскими программами. Одни из лучших в украинском эфире, несмотря на свою "разность" и художественную неровность, "СВ-шоу", и "Фонтан-клуб"(1+1). Однако, далеко не все репризы в "Фонтане" и, подчас, рискованные пассажи Андрея Данилко одинаково полезны и интересны взрослым и детям. А сальные шуточки двух несколько перекормленных дядей в тинейджеровских костюмчиках ("Джентельмен-шоу", Интер) также годятся взрослым и детям, как козе баян. Аналогично дело обстоит и с "Джентельмен-шоу" (Интер): любая передача стареет и это не тот случай, когда "капитан" должен покидать корабль последним -- не обязательно пропускать вперед зрителя.

Одним словом, выбор большой, а смотреть, оказывается, нечего -- тот случай, когда многократное количество никак не перейдет в многострадальное качество. В принципе, если учесть, что в Эфиопии по сей день голодают дети, в России за год сменился 4-й премьер-министр, а станция "Мир" вот-вот упадет на голову "безумных парижан" -- отсутствие семейного ТВ не страшно. Но все-таки, хотелось бы ...

Есть хороший анекдот: "Ребе, какая разница между сионизмом и импрессионизмом?" -- "Я могу сказать только одно: ехать все-таки надо".
Добавлю от себя: и желательно вперед.