1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №47 (302) за 13.03.99

БЕРУ СВОЕ ДОБРО, ГДЕ НАХОЖУ ЕГО...

Поистине риторическим вопросом задались в представительстве Мирового банка (МБ): "Почему так тяжело делать бизнес в Украине?", -- выбрав его темой очередного "круглого стола".

Оказывается, все у нас не так, как должно быть. По-прежнему большинство трудоспособного населения занято на крупных малоэффективных предприятиях. В отличие от нас, экономика развитых стран состоит преимущественно из небольших частных фирм, -- твердили банальную истину выступавшие. Потенциальные украинские предприниматели не спешат начинать собственное дело, а решившиеся на это вынуждены работать в "полутени". По словам руководителя программ МБ в области дерегуляции Эндрю Стоуна, средняя украинская фирма прячет около трети своих доходов. Оптимист, однако!

Одну из самых тяжелых "повинностей" исполняют деловые люди перед чиновным людом, который имеет право не только на бесчисленные проверки, но и на принятие самовольных решений, нередко выходящих за рамки законов. Кстати, о проверках. Каждая длится, как правило, около 10 дней. На это время ревизоров нужно обеспечить рабочим местом, необходимыми орудиями труда (компьютером, например) и, дабы избежать лишних неприятностей, задобрить материально. В большинстве случаев предприниматель не может даже толком выяснить, чего ради его "шерстят". А теряющийся в догадках бизнесмен, глядишь, проговорится, а нет -- заплатит больше.

Заниматься проверками могут около 100 государственных учреждений. В среднем на общение с чиновниками руководство фирмы тратит 29% рабочего времени, выдерживая ежегодно 7 "налетов" налоговиков, 6 -- пожарных, 5 -- охранников труда, 3 -- милиции и 3 -- защитников окружающей среды. Но и это не предел: как заметил директор проекта регуляторной реформы Андрей Паляница, функции проверяющих органов многократно дублируются.

К примеру, контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия имеют право 11 госорганов, столько же -- качество товаров и услуг, 4 -- пожарную безопасность, 3 -- санитарно-эпидемиологическую ситуацию. У чиновников, по словам г-на Паляницы, существует даже некий негласный договор: обнаруживший нарушение тут же сообщает об этом своим коллегам, в результате чего попавшийся бизнесмен за один и тот же проступок платит несколько раз.

Собственно говоря, при таком уровне зарплат и отсутствии ответственности за принятие решений "бедным" бюрократам ничего и не остается, как "брать". Как писал Василий Капнист, "на что ж привешаны нам руки, как не на то, чтоб брать?". Государство, по сути, восстановило бытовавшую до середины 16 века систему "кормлений", при которой царские наместники жалования не получали, а жили ("кормились") за счет поборов с местного населения.

Рецепт, выписанный г-ном Стоуном, прост и известен, оттого, видимо, и невыполним: чтобы остановить экономический спад, нужно всего лишь ограничить вмешательство государства в экономику, окоротить налоги и своеволие чиновников, повысить уровень правовой защиты частной собственности и начать беспощадную борьбу с коррупцией. На проведение части необходимых реформ МБ готов одолжить нам немного денег. А желание их осуществлять -- слабо одолжить?