1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №210 (213) за 31.10.98

О КОМПЬЮТЕРАХ ЗНАЮТ ЛИШЬ ПО РАССКАЗАМ УЧИТЕЛЕЙ

Каждому свое -- этой старой истине остались верны члены коллегии Минобразования. Ораторы первой части заседания покидали зал при выступлении сотоварищей во второй. Те, в свою очередь, не стали слушать коллег в третьей... Исключение составили только уважаемые члены президиума.

Но им, видимо, не терпелось дождаться окончания, потому что председательствующий каждого подходившего к трибуне с милой улыбкой просил: "Уважаемая(ый), а не могли бы вы лаконичней изложить мысль?" По-моему, в график вложились. Жаль, не успели определиться в другом: когда именно закончатся мытарства сельской школы?

Мнение по этому поводу министров, их замов, ученых и докторов наук можно услышать по телевизору: понимаем, сочувствуем, разрабатываем. А что же происходит на местах? Оказывается, в сельских школах вопрос о зарплате занимает далеко не первое место. Речь идет вообще об их дальнейшем существовании -- 30% сельских школ имеют до пяти учеников в классе.

Начальник управления образования Сумской области Владимир Живодер поведал присутствующим о проведенных подсчетах: в 2001 году в 70 % школ региона будет до десяти учеников, в остальных и того меньше. В унисон звучали и слова коллеги из Иванкова Тамары Микитенко: в каждой третьей школе района обучается меньше пятидесяти учеников, в девяти -- не больше ста. После аварии на ЧАЭС в этом районе возвели девять школ-новостроек на 500 учащихся каждая. Чем руководствовались
"наверху", остается только догадываться. Сегодня шесть из этих новостроек -- не укомплектованы.

Похоже, что через три-четыре года в сельских районах все школы станут малокомплектными. Как в них работать, пока не знают ни министры, ни ученые, ни сами сельские педагоги. Пребывание одного ученика в обычной школе обходится в 80--100 гривен в полугодие, а в малокомплектной -- больше 400. В то же время, если детей возить в ближайшую школу, расходы значительно превысят и эту цифру.

-- В Сумах созданы две творческие группы по организации работы малокомплектных школ, -- говорит Владимир Живодер. -- Методика и подходы, которые приняты сейчас в школах, не пригодны для "малокомплекток". Профессионалу ясно: если в классе 4 ученика, в нем не будет ни отличников, ни даже нормальной успеваемости. Представьте: два ученика сидят в классе и учитель 45 минут смотрит им в глаза. Эти дети -- кандидаты в пациенты психиатрической больницы. Нет возможности содержать школу и в глухом селе, где всего-то трое-четверо детей. Поэтому разрабатываем идею заочной формы обучения.

Речь идет о выживании. Об углубленном изучении предметов, разделении на группы мальчиков и девочек на уроках физкультуры "малокомплектки" даже не мечтают, а о компьютере дети еще не один год будут знать лишь по рассказам учителей.