1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №201 (204) за 20.10.98

КОНЦЕРТ С ПОРВАННОЙ СТРУНОЙ

Такого не было давно. В субботу в Колонном зале прошли два концерта. Днем начался II Международный фестиваль "Владимир Крайнев приглашает", а вечером состоялось официальное открытие Дней Баварии в Украине.

Музыканты и меломаны ждали этого дня с прошлой осени. Организаторам фестиваля (Международному фонду Крайнева, Национальной филармонии, фонду "Відродження") пришлось преодолеть немало препятствий. Экономический кризис в России укоротил жизнь не одному проекту. Владимир Крайнев теперь шутит: "Говорят, когда я провожу свой фестиваль, обязательно что-то случается: либо предвыборная кампания, либо кризис. Именно поэтому я не пытаюсь что-то подобное делать в Европе -- пусть хоть у них все будет спокойно!" На предварительной пресс-конференции он сказал также, что Кабинет министров чуть было не стал поездом, под который бросилась Анна Каренина (президент украинского отделения фонда Крайнева Наталья Дущенко), но, слава Богу, не переехал, а даже подтолкнул фестиваль. Министерство культуры и искусств, по словам Владимира Рожка, делало все для того, чтобы поддержать музыкантов, однако так и осталось невыясненным: что делали и поддержали ли? Роль гостеприимного хозяина досталась директору Национальной филармонии Владимиру Лукашеву, который справляется с ней блестяще.

Дневной субботний концерт представил нам Сергея Прокофьева в трех воплощениях. Его фортепианные концерты с блеском исполнили лауреаты конкурса Владимира Крайнева и их учитель с симфоническим оркестром Национальной филармонии под управлением Николая Дядюры. Именинником был именно он. Заслуженный деятель искусств Украины показал все, на что способен его молодой коллектив. Это были уже не ученики -- это был оркестр, достойный уровня Крайнева. Первый концерт в исполнении 18-летнего Александра Мутузкина (Россия) задал тон всей программе. Произведение, написанное композитором в 21 год, принесло ему головокружительную славу и получило неофициальное название "футбольный концерт". Саша мало похож на футболиста, но играл он лихо, бесшабашно и вместе с тем удивительно вдохновенно. Третий концерт, посвященный русскому поэту Бальмонту ("музыка и молодость в расцвете" -- это о нем), прозвучал в исполнении лауреата Гран-при Марии Каллас Паскаля Годара (Франция). Ему удалось передать шарм этой музыки, написанной в Париже. Прокофьев по-годаровски предстал эдаким щеголем с изящными манерами и эпатажными выходками. Даже подготовленная публика, не выдержав этого великолепия, начала аплодировать и кричать "браво!" после первой части. Паскаль закончил свое выступление тем, что порвал струну "Стейнвея", которую пришлось менять. Настройщик тоже сорвал аплодисменты.

И когда уже казалось, что большего успеха быть не может, вышел Владимир Крайнев. Ему было труднее всех. Сосредоточен, серьезен. Сел, коснулся рояля, подкрутил стул повыше. Во Втором концерте, написанном через год после Первого, пианист представил совершенно иного Прокофьева: умудренного, трагичного, чувствующего, как истинный славянин. Крайнев -- один из немногих, кто способен сыграть такое. Он так завел оркестр, что все показалось нипочем. Умопомрачительные прыжки, настоящие аккордовые гримасы и абсолютное ритмическое совпадение солиста и оркестра -- все получилось! Зал приветствовал Маэстро стоя.

Лишь только стихли овации -- на сцене появились музыканты Мюнхенского камерного оркестра. А всего через час начался их концерт. И случилось то, чего многие не ожидали. Мендельсон и Моцарт, и даже Хиндемит, не утратили своей чувственности и красоты в тени прокофьевского солнца. Оркестр потряс совершенством ансамбля и лишний раз подтвердил своей европейский класс. Впечатление не смогли испортить даже приглашенные духовики.
А очаровательные солистки Алина Погосткина (Мюнхен, скрипка) и Милана Чернявская (Украина, фортепиано) придали программе женское очарование. Суббота удалась!