1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №158 (413) за 27.08.99

"КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕПРАВИЛЬНО ПРОГНОЗИРУЕТ -- ЭТО РАЗРУШЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ О САМОМ СЕБЕ"

Владимир Оселедчик, заместитель генерального продюсера студии "1+1", -- профессиональный режиссер, снявший около двадцати документальных картин ( в том числе "Вернисаж Ивана Приходько", "Таланты и поклонники", "Так и живем" и др.). Был исполнительным продюсером фильмов "Певица Жозефина и мышиный народ", "Две луны, три солнца".

...Оселедчик -- из породы наиболее удачливых сорокалетних, cумевших сделать карьеру что называется "не теряя лица" -- без особого социального и личностного надрыва: этим ребятам пошли впрок прочитанные книжки, подарки и уроки судьбы; они с непостижимой легкостью вошли в европейскую культуру, как будто и не провели первую половину жизни в "совке".

"ПРОДЮСЕР -- ЭТО ПОСРЕДНИК МЕЖДУ ИДЕЕЙ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ"


Владимир Оселедчик
-- Володя, на самом деле читатели очень смутно представляют, что такое телевизионный продюсер как таковой, а в особенности в наших условиях.

-- Продюсер -- это как бы посредник между идеей и ее реализацией, человек, который выстраивает систему претворения идеи в жизнь. Коренное отличие телевидения от кино в том, что ТВ -- это рутина. Когда ты смотришь на человека, который приходит в эфир, то изначально представляешь его способность работать регулярно -- из недели в неделю, что бы ни случилось -- ссора с оператором, директором, плохое настроение... Программа должна выходить, потому что зрителю до этих проблем нет никакого дела.

-- Институт продюсеров на Западе имеет свои давние традиции и технологии. Здесь даже термин возник относительно недавно и какое-то время носил декоративный характер... Как вам, профессиональному режиссеру, пришло в голову заняться этим малопонятным для многих делом еще в далеком 95-м году (один мой приятель всегда неизменно добавляет: "Тысяча девятьсот". -- Авт.)?

-- В прежние времена режиссеры сочетали в себе и режиссерские, и продюсерские функции. Но тогда был постоянный (государственный) источник финансирования. Все остальное -- примерно по сегодняшней схеме: идея исходила от режиссера, у источников финансирования стоял он же... Это та же продюсерская деятельность. Мой приход в продюсерство был связан не с поисками куска хлеба, а с изменением условий существования.

"МЫ НЕ МОЖЕМ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ БЫТЬ НЕПОНЯТЫМИ ГЕНИЯМИ"

-- Володя, известно, что творческие люди очень амбициозны -- им хочется, чтобы их творчество осталось, условно говоря, на века. А телевидение в этом смысле очень сиюминутно: сделал, показал один раз -- и все. Не испытываете в связи с этим дискомфорта, как бывший кинематографист?

-- По большому счету целью кинорежиссуры является реализация собственного творческого начала -- как это будет восприниматься окружающими, часто роли не играет. В телевидении же это всегда имеет колоссальное значение. Мы не можем себе позволить быть непонятыми гениями. Конечно, хотелось бы делать интеллигентное телевидение, но в нынешней ситуации это невозможно.

-- Для вас, как для продюсера, важнее сохранить лицо канала или получить максимальные рейтинги?

-- И то, и другое. Мы стремимся к максимальному охвату, который все же предполагает конкретного зрителя. Подумайте, кто определяет включение кнопки? В утренние часы -- тот, кто уходит на работу: бутерброд, чашка кофе, проводы детей в школу. В этот момент телевидение больше слушают, чем смотрят. Затем дома остаются бабушки и начинается этап созерцательного телевидения -- эта категория смотрит сериалы. Потом из школы приходят дети и переключают кнопку. Но с ними рядом находятся и бабушки -- следовательно, зрелище должно быть интересно обеим группам. На 1+1 -- это "Пока все дома".

"НЕЛЬЗЯ ПОЛАГАТЬСЯ ТОЛЬКО НА ИНТУИЦИЮ"

-- Канал "1+1" скоро отметит свое четырехлетие. Что не получилось? Были же какие-то провалы?

-- Да, конечно! Понимаете, нам очень трудно сформулировать объективные критерии. Есть два пути: можно идти от интуиции, а можно от социологии. Нельзя полагаться только на интуицию, но и только на социологию -- тоже: мы много раз сталкивались с тем, что социология на одной и той же программе в разные дни показывает диапазон от 25% до полного ноля.
-- Мировая телевизионная практика показывает, что самым большим успехом подчас пользуются маргинальные (во всех смыслах этого слова) программы. При всех "за" и "против" , "5 на 5" вызвала живейший интерес именно по этой причине. Как вы думаете, почему таких передач нет в украинском эфире?

-- На мой взгляд, есть две причины. Есть программы, которые могут составлять рутинную ткань телевидения в течение года, а есть другие -- те, которые могут существовать только как разовый проект. Не может КВН выходить еженедельно. Такие спецпроекты , как "5 на 5" -- острые, динамичные -- не могут существовать долго. Это как заряжать оружие -- звучит выстрел и заряжать повторно нет смысла. В моем понимании маргинальные проекты -- "Телемания", "ПРОСПОРТ", "Монологи". Они с высоким коэффициентом человеческого содержания. Поэтому мы никогда от них не откажемся, как бы тяжело материально нам ни было.

-- Володя, у каждого канала есть некая системность в выборе людей, которые должны стать "лицами канала". Но, скажем, Вадим Скуратовский и Ольга Сумская -- это люди очень разных систем...

-- Мы же не искали Скуратовского в качестве ведущего "Империи кино", правда? Нам нужен был ведущий тех самых маргинальных программ. А Ольга Сумская, что бы ни говорили, популярна, любима зрителем...

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

-- Как вы переживаете собственные неудачи?

-- Болезненно, конечно. Потому что это каждый раз проявление твоего личного непрофессионализма, который, как тебе казалось, находится на более высоком уровне. А когда человек неправильно прогнозирует -- это разрушение иллюзий о самом себе.

-- Говорят, Бог наказывает взрослых за конформизм, лживость, жадность, завистливость и прочее тем, что лишает их ежедневного ощущения радости жизни -- того состояния, в котором дети, сами о том не подозревая, пребывают ежесекундно. Часто ли вы просыпаетесь по утрам с чувством, что "жизнь прекрасна"?

-- Как ни странно, часто. Мне очень нравятся люди, которые со мной рядом работают, что для меня чрезвычайно важно. Конечно, я понимаю, что такой ритм жизни -- в ущерб семье, и мысль об этом меня не радует. Редко встречаюсь с друзьями. Наверное, уже давно никто не верит моим оправданиям, что "нет времени". Но это правда.