1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №160 (415) за 31.08.99

ЧТО ПРОТИВОПОСТАВИТ ВЛАСТЬ "КОНКУРСУ ИНТРИГ"?

Восемь лет назад в Украине появилась собственная система власти и своя политическая элита, а следом за тем возникли и "сопутствующие" проблемы: борьбы за власть, политического лидерства, дворцовых интриг, "придворных обид". Большинство населения следит за происходящим "наверху" с любопытством обычных зевак. Но есть люди, для которых вопросы о том, что же именно происходит, почему и как это отразится на глобальных интересах государства, составляют профессиональный интерес. К таким людям относится советник Президента по вопросам внутренней политики и президент Фонда "Содружество" профессор Сергей Телешун.

-- Бытует мнение, что политическая борьба в Украине в значительной степени является отражением противостояния в большом бизнесе и что на самом деле это борьба между удачливыми и менее удачливыми конкурентами за "передел сфер влияния". Так ли это?


Сергей Телешун
-- В какой-то мере так. Дело в том, что у нас крупный бизнес связан с государством через перераспределение бюджетных средств, систему льгот, поставок под госзаказы и т.п. Поэтому участие финансовых групп в политике связано не только с тем, что кого-то отлучили от власти и он хочет взять реванш над более удачливыми, как вы говорите, конкурентами, а с проблемой элементарного выживания. Это специфика экономики и политики "переходного периода": на Западе крупные концерны типа "Фольксваген" или "Дженерал моторс" могут иметь какие-то политические симпатии, которые определяют их ориентацию во время избирательных кампаний, но независимо от результатов выборов они останутся "на плаву".

-- А у нас проигравшего "бьют ногами"?

-- С него, как говорят бизнесмены, "питаются", поскольку даже у мощной структуры, не защищенной властью, нетрудно отобрать часть собственности, средств влияния на общественное мнение (газет, телепрограмм, радиоканалов), ограничить возможности ведения бизнеса. Мы уже не раз наблюдали, как рушились огромные финансовые империи потому, что они были построены под конкретных людей, владеющих властью. А власть -- вещь непостоянная.

-- Неужели политика -- это просто борьба бизнес-"крыш"?

-- На самом деле срастание бизнеса и политики -- лишь один из технологических приемов существования некоторых партий. По подсчетам моих коллег, в Украине существует 16 таких групп, один из наиболее ярких примеров -- "Громада" и экономическая группа Павла Лазаренко. Есть другие варианты, например, когда самостоятельно существующие партии предлагают крупному бизнесу свои услуги по защите его интересов. В союзе политических сил и капитала теоретически нет ничего ужасного, но таким образом создается опасная тенденция, при которой олигархические группы отрываются от интересов государства и занимаются выяснением отношений между собой. Для таких групп народ является лишь средством достижения результата: проблемы масс их волнуют исключительно в период выборов. А это грозит социальными и политическими катаклизмами. В США поняли опасность такого положения дел еще в 20-е и 30-е годы, когда были приняты антитрестовские и антимонопольные законы, и путь откровенному сочетанию политики и крупного бизнеса был прегражден.

-- Если вернуться к нашей реальности, то пока главным достижением политической борьбы считаются кадровые назначения. И не секрет, что власть порой получают не столько профессионалы, сколько "доверенные лица" финансовых групп.

-- К сожалению, вы правы. Мы уже говорили, что, используя юридические нормы (то бишь управление государством), можно перераспределять материальные блага в пользу отдельных групп. И желающих участвовать в этом распределении намного больше, чем должностей. Отсюда, и "конкурс интриг", и борьба между обиженными и удачливыми. От первых лиц страны требуются огромные усилия для того, чтобы проводить кадровую политику исключительно с позиции целесообразности для государства.

-- Что же должно произойти, чтобы ситуация изменилась в пользу профессионалов?

-- Нормальный бизнес, как и нормальная цивилизованная политика во всем мире держится на профессионалах. У нас пока сохраняется "атавизм" советской системы управления, которая основывалась на личных связях, землячестве, лояльности к начальству, умении вовремя шепнуть на ухо и т.д.

Я говорю "пока" потому, что это действительно уже ненадолго. Мне приходится часто бывать в регионах, и я все больше встречаю бизнесменов, которые говорят: "Мы не хотим лезть в политику. Мы хотим видеть наверху четких, прогнозируемых государственных менеджеров, которые умеют грамотно управлять государством". Я встречаю политиков, которые не хотят создавать прецедент политико-экономических разборок, не хотят заниматься бизнесом за рамками закона. Встречаю силовиков, которые хотят заниматься обеспечением порядка в стране, не совмещая это с заботой о своем выживании. То есть постепенно возникает понимание того, что интересы деловых элит могут быть неотделимы от интересов государства, интересов значительной части людей. Будет хорошо большинству людей, будет хорошо и им. Но развить это чувство можно только при условии доверия к власти и прогнозируемости власти. Если бизнесмен уверен, что он не потеряет капитал из-за неграмотных действий государственных менеджеров или вследствие интриг, он не будет его прятать в "тень" или тратить на оплату "политических крыш".

-- Можно ли сказать, что "время профессионалов" избавит политику от шпионажа и интриг?

-- Шпионаж вечен, поскольку это ремесло. А вот интриги -- это не профессия. Это...состояние души. Но когда государство начнет жить исключительно по законам общественных интересов, сфера их распространения ограничится коридорами власти, а последствия будут влиять разве что на узкий круг лиц.