Выпуск газеты Сегодня №154 (409) за 19.08.99
ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА УЧИТЬСЯ НЕПРЕСТИЖНО
"ЗУБРЕЖКА" ЗДРАВСТВУЕТ УЖЕ ТРИСТА ЛЕТ
Известно, что школа -- первая ступень на пути к жизненному успеху, потому каждый родитель старается решить эту проблему, сочетая финансовые возможности и желание дать ребенку "высокий старт". Специалисты единодушно считают, что школа должна готовить детей к жизни. Однако, жизнь меняется. Человека-исполнителя, который десятки лет мог спокойно заниматься одним и тем же, должен сменить человек, способный успешно работать и жить в условиях стремительно меняющегося мира.
Сегодня нет смысла просто загружать школьника знаниями, "которые наработало человечество", -- они быстро устаревают. Школа должны воспитать желание самому учиться всю жизнь, хотя раньше такая цель не ставилась -- в течение трехсот лет система образования основывалась на заучивании и многократной тренировке, то есть зубрежке.
Филипп Кумбе в знаменитой книге "Мировой кризис образования" сформулировал основное противоречие между устаревшей педагогической технологией и новыми требованиями жизни -- перед человечеством вновь встали, казалось бы, давным-давно решенные вопросы: "Чему учить?" и "Как учить?"
СОВРЕМЕННЫЕ ГИМНАЗИИ В АВАНГАРДЕ ПЕДАГОГИКИ?
-- Дело не в педагогических инновациях как таковых, -- говорит известный специалист в области психологии развития, профессор Харьковского госуниверситета Александр Дусавицкий. -- Внутри существующей системы традиционного образования нельзя добиться коренных изменений. Стоит тронуть хотя бы один из ее элементов -- она деформируется или разрушается. Если педагогические новшества рассматриваются не в системе, то могут принести вред. Здоровью детей, их интеллекту, мировоззрению и нравственности.
Исследования, проведенные в Украине и России, показали, что ситуация в "крутых" лицеях и гимназиях зачастую даже хуже, чем во многих обычных школах. У большинства лицеистов вообще отсутствует познавательная мотивация! Им не интересно учиться и узнавать новое. Мотивы посещения школ иные -- например, страх перед наказанием. Но в этом случае у ребенка не формируется желание учиться самостоятельно. И если взрослые делят детей на богатых и бедных, умных и глупых, "физиков" и "лириков", то лишают их возможности развиваться свободно. Такое разделение приводит к эгоизму и циничности, невротизации и криминализации, а в целом -- к росту конфликтов в обществе.
Кроме того, на пути реформирования школа "потеряла" категорию так называемого психологического возраста. В каждый период своей жизни ребенок должен знать, кто он и что от него ждут. Представление об одобряемом в его возрасте поведении задает цели развития. К примеру, в советской школе прием в октябрята, пионеры, комсомол облегчал возрастное развитие ребенка. Сегодня даже в детском садике ребенок все меньше играет и больше учится. Это подрывает развитие фантазии, без которой нет творчества. В школе с первого класса непонятно для чего "осваивают" программирование. Потом с третьего его сразу переводят в пятый... Незнание законов психологии ребенка сказывается быстро. Как показали исследования, у семилеток готовность к школе в наши дни снизилась с 90% до 40% детей. Парадокс -- дети, как правило, еще до школы умеют читать и писать, но не могут использовать свою грамотность для познания.
Узнав о всех этих проблемах образования, я совсем растерялась -- куда же мне отдать учиться дочку? Поближе к дому, как считает бабушка? Туда, где программа сложнее, как настаивает папа? Или в лицей с "языками", как планировала я? Меня даже не утешает тот факт, что над проблемой "Что делать с сегодняшней школой?" бьются лучшие умы -- педагоги, социологи, психологи. По словам специалистов в Украине идет широкий поиск нетрадиционных методов обучения. В Харькове тоже есть школы, работающие по новым программам так называемого развивающего обучения. Может, рискнуть?