1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №154 (409) за 19.08.99

ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА УЧИТЬСЯ НЕПРЕСТИЖНО

Первое сентября на носу, а наш семейный совет никак не может принять решение, в какую школу определить дочку. В обычную рядом с домом, лицей с изучением трех иностранных языков или гимназию для "одаренных"? Вопрос, не возникавший еще десять лет назад, когда старший сын отправился учиться по месту жительства, ныне приобрел нешуточную остроту.

"ЗУБРЕЖКА" ЗДРАВСТВУЕТ УЖЕ ТРИСТА ЛЕТ

Известно, что школа -- первая ступень на пути к жизненному успеху, потому каждый родитель старается решить эту проблему, сочетая финансовые возможности и желание дать ребенку "высокий старт". Специалисты единодушно считают, что школа должна готовить детей к жизни. Однако, жизнь меняется. Человека-исполнителя, который десятки лет мог спокойно заниматься одним и тем же, должен сменить человек, способный успешно работать и жить в условиях стремительно меняющегося мира.

Сегодня нет смысла просто загружать школьника знаниями, "которые наработало человечество", -- они быстро устаревают. Школа должны воспитать желание самому учиться всю жизнь, хотя раньше такая цель не ставилась -- в течение трехсот лет система образования основывалась на заучивании и многократной тренировке, то есть зубрежке.

Филипп Кумбе в знаменитой книге "Мировой кризис образования" сформулировал основное противоречие между устаревшей педагогической технологией и новыми требованиями жизни -- перед человечеством вновь встали, казалось бы, давным-давно решенные вопросы: "Чему учить?" и "Как учить?"

СОВРЕМЕННЫЕ ГИМНАЗИИ В АВАНГАРДЕ ПЕДАГОГИКИ?

-- Дело не в педагогических инновациях как таковых, -- говорит известный специалист в области психологии развития, профессор Харьковского госуниверситета Александр Дусавицкий. -- Внутри существующей системы традиционного образования нельзя добиться коренных изменений. Стоит тронуть хотя бы один из ее элементов -- она деформируется или разрушается. Если педагогические новшества рассматриваются не в системе, то могут принести вред. Здоровью детей, их интеллекту, мировоззрению и нравственности.

Исследования, проведенные в Украине и России, показали, что ситуация в "крутых" лицеях и гимназиях зачастую даже хуже, чем во многих обычных школах. У большинства лицеистов вообще отсутствует познавательная мотивация! Им не интересно учиться и узнавать новое. Мотивы посещения школ иные -- например, страх перед наказанием. Но в этом случае у ребенка не формируется желание учиться самостоятельно. И если взрослые делят детей на богатых и бедных, умных и глупых, "физиков" и "лириков", то лишают их возможности развиваться свободно. Такое разделение приводит к эгоизму и циничности, невротизации и криминализации, а в целом -- к росту конфликтов в обществе.

Кроме того, на пути реформирования школа "потеряла" категорию так называемого психологического возраста. В каждый период своей жизни ребенок должен знать, кто он и что от него ждут. Представление об одобряемом в его возрасте поведении задает цели развития. К примеру, в советской школе прием в октябрята, пионеры, комсомол облегчал возрастное развитие ребенка. Сегодня даже в детском садике ребенок все меньше играет и больше учится. Это подрывает развитие фантазии, без которой нет творчества. В школе с первого класса непонятно для чего "осваивают" программирование. Потом с третьего его сразу переводят в пятый... Незнание законов психологии ребенка сказывается быстро. Как показали исследования, у семилеток готовность к школе в наши дни снизилась с 90% до 40% детей. Парадокс -- дети, как правило, еще до школы умеют читать и писать, но не могут использовать свою грамотность для познания.

Узнав о всех этих проблемах образования, я совсем растерялась -- куда же мне отдать учиться дочку? Поближе к дому, как считает бабушка? Туда, где программа сложнее, как настаивает папа? Или в лицей с "языками", как планировала я? Меня даже не утешает тот факт, что над проблемой "Что делать с сегодняшней школой?" бьются лучшие умы -- педагоги, социологи, психологи. По словам специалистов в Украине идет широкий поиск нетрадиционных методов обучения. В Харькове тоже есть школы, работающие по новым программам так называемого развивающего обучения. Может, рискнуть?