1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №35 (290) за 24.02.99

БЕЗ РУЛЯ И ВЕТРИЛ ФЛОТ ОБРЕЧЕН УЙТИ НА ДНО

Цейтнот, в котором оказалось нынче Черноморское морское пароходство, как выясняется, отнюдь не исключение из правил. В не менее трудном финансово-экономическом положении пребывают и их азовские коллеги. Разница, пожалуй, в том, что в проблемы ЧМП "четвертая власть" вклинилась уже после вмешательства правоохранительных органов, а о якобы возбужденном против АМП уголовном деле его руководство узнало... именно из прессы.

Один из популярных столичных еженедельников опубликовал материалы, вызвавшие, мягко говоря, неоднозначную реакцию в коллективе арендного предприятия "Азовское морское пароходство". Речь, по сути, сводилась к нескольким серьезным обвинениям, а именно относительно операций по продаже устаревшего флота, сдаче его в металлолом и создании СП с участием представителей АМП.

Вслед за киевской и некоторыми региональными газетами в "бои неместного значения" вступили сразу три телеканала. Но даже после пресс-конференции, проведенной руководством пароходства в Приморской райадминистрации, страсти не утихли, информация (а по мнению первых лиц АМП, дезинформация) об арендном предприятии продолжала распространяться со скоростью необыкновенной. И это в конце концов подвигло его начальника Анатолия Бандуру и первого заместителя Сергея Прусикова дать должный отпор "четвертой власти" уже в столице -- на позавчерашней пресс-конференции в УНИАН...

Не будем, во избежание упреков в тенденциозности с той или иной стороны, сосредоточиваться только на выяснении ответа на вопрос, кто прав, кто виноват. По большому счету, не в этом и соль.

Смысл, как мне кажется, гораздо шире, чем локальная битва между масс-медиа и арендным предприятием. Он, этот смысл, был емко сформулирован и в обозначенной организаторами теме -- нужен ли Украине отечественный флот? В такой постановке проблема далеко не риторическая.

Морской торговый флот как целая отрасль сегодня, без преувеличения, медленно, но уверенно идет ко дну. Суда стареют, списываются в металлолом, новые не поступают, резко падает фрахтовый индекс, экипажи маются без дела и средств к существованию, люди ищут заработки на стороне, попадают в сомнительные переплеты, в коллективах зреют конфликты, распри...

Выступая перед столичными журналистами, Анатолий Бандура и Сергей Прусиков привели множество фактов, подтверждающих, что государству оказались в тягость и флот, и Азовское пароходство. То же АМП с 1991 года практически не получало госзаказ. Заработная плата выплачивается в среднем с семимесячной задержкой. Непосильной ношей, тяжким бременем легли на моряков долги, оставшиеся еще со времен Союза, и никто не в силах помочь хоть как-то выпутаться из этой глубокой кабалы. Не секрет, что недоброй, увы, традицией стали задержания и аресты в зарубежных портах судов под украинским флагом.

Все это -- реалии, с которыми нельзя не считаться. Думается, на этой благодатной почве и вызрели выступления СМИ, и, видимо, не злой умысел, не происки хищных конкурентов стали тому виной, а элементарное отсутствие обратной связи с руководством и коллективом АМП (что, в итоге, признали и сами господа Бандура и Прусиков).

...Как же в этой ситуации выжить? Что предпринять, чтобы оказавшийся без руля и ветрил украинский флот не превратился в "летучего голландца"? Ведь государственная казна пуста, и каждому приходится выкручиваться кто как может и умеет. В АМП, скажем, за 1977--1990-е годы эксплуатировалось около 120 судов, имевших средний возраст менее 15 лет. Начиная с 1988-го, списано 67, больше половины, а поступило всего 16, возраст же оставшихся в строю неумолимо приближается к 20 годам. "Старичков" списывают в лом, за счет чего уменьшаются расходы на ремонт, но полноценной замены ведь нет.

-- Быть может, учитывая и аховую ситуацию в ЧМП, следует подумать над идеей слияния пароходств Украины в одно целое?

Отвечая на этот вопрос газеты "Сегодня", Анатолий Бандура сказал:

-- Такая идея реальна, и весь флот Украины, конечно, можно слить в единый хозяйственный орган... На данном этапе фрахтового рынка выживают, как правило, крупные судоходные компании, небольшие же либо стоят, либо находятся на грани банкротства... Однако, на мой взгляд, ныне действующие предприятия следовало бы раздробить на несколько мелких -- более экономичных с точки зрения их содержания и более маневренных на рынке... Все зависит от того, будет ли работа на перспективу...

Под занавес Анатолия Ивановича спросили, есть ли у правоохранительных органов на сегодняшний день претензии к АМП. Г-н Бандура заверил, что никаких претензий нет, а раз нет, то не знаешь, что отвечать на выпады прессы...

Как стало известно в кулуарах, уголовное дело по АМП все же возбуждалось -- сначала Донецкой областной, затем транспортной прокуратурой, однако впоследствии было прекращено по статье 6 части 2 УПК Украины -- за отсутствием состава преступления. Однако выступление в СМИ может послужить исходным материалом и для нового дела.

Если эта версия верна, пароход под названием АМП (в позапрошлом году арендное предприятие награждено "Золотым Скифом" в номинации "За социально-экономическую выживаемость") еще ожидают нешуточные шторма под девять баллов. Выиграет ли только от этого флот и Украина, не уверен.