Выпуск газеты Сегодня №160 (163) за 21.08.98
ВАСИЛИЙ ГОРБАЛЬ: "ПОЧТИ ВСЕ КЛИЕНТЫ ЗНАЮТ НОМЕР МОЕГО МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА"
-- Василий Михайлович, позвольте поздравить с годовщиной...
-- Спасибо. Собственно, годовщина у нас двойная: в прошлом месяце исполнилось пять лет одесскому "Хаджибей-банку", который три года назад перерегистрировался в столице, в результате чего был основан Укргазбанк. А в Одессе у нас остался филиал.
-- Тяжело было входить в столичный финансовый мир? Считается, что и "своим" здесь давно уже тесно...
-- Действительно, нелегко. Ведь число банков, работающих в Украине, последние годы довольно стабильно: от 220 до 240. И процесс прихода нового финансового института всегда связан с определенными "миграциями" клиентов. Причем в одном из трех случаев клиент переходит из банка в банк, лишь заручившись веским обещанием о финансировании каких-то глобальных его проектов. Даже если он впоследствии и не попросит кредит, вопрос этот почти всегда возникает. В то же время у небольшого или среднего банка возможности финансирования "в одни руки", естественно, более скромные, чем, скажем, у первой банковской пятерки. Бывают случаи, когда клиент ухитряется обслуживаться в одном банке, где налажены старые связи, а, скажем, выгодный кредит по линии ЕБРР или какой-то другой -- в другом получить. Клиент нынче пошел хитрый. И ведь некорректно от него потребовать, что если у нас кредит берешь, то и основной счет к нам переводи.
-- Тем не менее, клиентура у вас растет. Чем "обвораживаете"?
-- Отношением, прежде всего. В Германии, где я три года работал в крупных банках, проникся сознанием того, что банковская стойка должна не разъединять, дистанцировать, как было между банковскими работниками и клиентами во времена Союза, а совсем напротив. В древности говорили: "Моря -- соединяют". Так и у нас. Я практически всех своих клиентов знаю, в случае возникновения трудностей в бизнесе они приходят ко мне, мы садимся за стол и ищем возможные варианты. Рабочего времени обычно не хватает для детального изучения вопросов, поэтому на мобильный телефон мне звонят в любое время суток, и в выходные, и в праздники. Это -- нормально.
Кроме того, в Укргазбанке мы стараемся ограничить бюрократическую машину. Положим, нет такого, чтобы кредитный комитет заседал только первый вторник каждого месяца. Деньги могут быть нужны сегодня, а через месяц -- уже нет. И если в одном банке кредит можно оформить за два часа, а в другом -- за месяц, для клиента часто это принципиальная разница.
-- Как вы относитесь к такому выражению древних: "Банкир, бегущий по улице, символизирует национальное бедствие"?
-- Конечно, наша работа излишней суеты также не терпит. Это раньше клиента привлекала энергичность, иной раз -- даже порывистость в принятии решений. Сейчас больше в чести надежность, стабильность в работе, взвешенная кредитная политика.
-- А как вас, представителя "новой волны", одного из самых молодых банкиров Украины, восприняла "старая гвардия", в основном пересевшая в кресла председателей правления из-за столов главбухов министерств и ведомств?
-- Поначалу присматривались, осторожничали, что, повторюсь, для любого банкира -- первостепенное качество. Потом, вроде, приняли. Сейчас пришло понимание того, что лучше средний, но надежный банк, стабильность которого подтверждена сотрудничеством, чем большой, но с большими же проблемами.
-- Назовите основных акционеров и клиентов Укргазбанка, тех, кого можно считать "столпами".
-- С удовольствием. Это, прежде всего, государственная акционерная холдинговая компания "Укргаз", "Киевоблгаз", "Закарпатгаз" и ряд других профильных предприятий отрасли, а также ряд крупных оптовых импортеров газа, работающих на украинском рынке. Есть и предприятия других отраслей, их перечень постоянно растет.
-- Недавно в вашем банке открыла счет государственная Национальная акционерная компания "Нефтегаз Украины". Когда она выйдет на объемы работы, предполагаемые указом Президента и постановлениям правительства, объемы финансов, с которыми придется работать обслуживающему банку, будут колоссальные. Не боитесь, что не справитесь?
-- В этой связи, возможно, произойдет организация некоего банковского консорциума, либо просто крупного отраслевого банка. На сегодня действительно созрела такая необходимость. Организация такого банка -- это, с одной стороны, привлечение инвестиций в отрасль, а с другой -- широкие возможности ее финансирования и эффективного использования имеющихся средств. В данный момент около 10 отечественных банков в большей или меньшей степени обслуживают нефтегазовый сектор.