1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №106 (361) за 11.06.99

ОКАЗЫВАЕТСЯ, В ЭТОЙ СТРАНЕ КТО-ТО ЕЩЕ ПЕРЕВЫПОЛНЯЕТ ПЛАН!

И этот "кто-то" -- не кто иной, как созданная год назад Национальная акционерная компания "Нефтегаз Украины". Позавчера на собрании представителей трудовых коллективов предприятий, входящих в состав компании, прозвучали сенсационные по нынешним временам цифры: по итогам пяти месяцев нынешнего года правительственные задания по добыче газа выполнены на 102,3%, а нефти с газовым конденсатом -- на 104,1%.

И это не единственное свидетельство в пользу этой, своевременно созданной, государственной вертикально-интегрированной структуры. В ее активе на сегодня -- снижение закупочной цены на российский газ, возобновление поставок из Туркмении, реструктуризация задолженностей Украины за газ, использованный в предыдущие годы.


Тарас Фреюк
В какой-то момент, сидя на галерке столичного Дома учителя (несмотря на адскую жару, зал был переполнен), поймал себя на мысли, что уже лет десять не слышал в официальных отчетах о деятельности общенациональных госструктур о несомненных позитивных тенденциях. Но выступающие "давили" фактами. Первый зампредседателя правления компании "Нефтегаз Украины" Тарас Фреюк назвал рекордным объемы транспортировки по территории нашей страны российского экспортного газа: за пять месяцев они составили 51 млрд. кубометров -- на 1,2 млрд. больше запланированного. Достаточно амбициозный проект создания украинско-российско-турецкого АО "Газтранзит", предусматривающий строительство газопровода "Тальное--Ананьев--Измаил", позволит перекачивать дополнительно 20 млрд. "кубов" российского газа на Балканы. Для Украины это -- новые объемы газа, которым Россия расплачивается за услуги по его транспортировке, а значит, еще более высокий уровень энергетической безопасности страны. Впрочем, председатель правления НАК "Нефтегаз Украины" Игорь Бакай от имени 150-тысячного коллектива компании уже сегодня гарантировал, что газ в наших домах будет в тех объемах, в которых мы привыкли его иметь.

Однако не стоит смотреть сквозь розовые очки на возможности стратегических магистральных газо- и нефтетранспортных систем: они, можно сказать, "на пределе" обеспечивают должный уровень партнерства с российскими экспортерами энергоносителей. По информации Т. Фреюка, 17% отечественной газотранспортной системы (около 5 тысяч км) уже отработало амортизационный срок, а 15% приближается к этой черте. Из восьмисот имеющихся газоперекачивающих агрегатов половина выработала установленный ресурс. Неровен час, и здесь могут начаться сбои, как это уже произошло с истощением большинства старых месторождений, что обусловило объективное снижение собственной добычи по сравнению с предкризисными годами.

Выход один: как можно больше средств вкладывать в развитие отрасли, практически полностью перешедшей на самофинансирование. Но декларируемая поддержка правительством такой стратегии входит в неразрешимое противоречие с фискальной практикой: по сравнению с прошлым годом налоговое давление на нефтегазовую отрасль выросло более чем вдвое -- на 1,1 млрд. грн. И этим двойственность позиции правительства в отношении отрасли не ограничивается.

Игорь Бакай
"Я встревожен значительными недоразумениями, возникшими между "Нефтегазом Украины" и Кабинетом министров, -- отметил в своем выступлении Игорь Бакай. -- Чего стоит одно постановление КМ о первоочередном предоставлении селу нефтепродуктов; или столь же сомнительное в финансовом отношении решение поставлять газ для производства удобрений по $27 за тысячу "кубов" без компенсации разницы. Скажу больше: из 14 постановлений, касающихся нашей отрасли, только одно было нами завизировано". Отсюда следует вывод, что правительственных заслуг в нынешнем росте добычи и транспортировки энергоносителей, мягко говоря, немного. Справедливости ради надо сказать, что и своим досталось "на орехи": так, глава "Нефтегаза Украины" подверг резкой критике руководство дочерней компании "Торговый дом "Газ Украины" -- за то, что оно сумело собрать лишь 20% платежей от запланированного. И все же позитив безусловно преобладал.

Естественным образом -- не столько потому, что большая экономика и большая политика неразрывно связаны, сколько оттого, что непосредственно в коллективах начались политические волнения, связанные с предстоящими президентскими выборами -- собрание переключилось на обсуждение возможных кандидатов на пост Президента Украины. Оказалось, во многих коллективах уже прошли собрания с соответствующей повесткой дня, а посему их представители спешили донести до присутствующих мнение коллег.

Так, один из руководителей ГАО "Черноморнефтегаз" заметил, что Леонид Кучма -- не только первый из президентов, побывавший на объектах предприятия, но и немало сделавший для его развития -- в частности, увеличения добычи на черноморском шельфе и успешного строительства газопровода "Джанкой--Феодосия--Керчь". Такое отношение обусловило поддержку коллективом кандидатуры нынешнего Президента на предстоящих выборах. Аналогичное резюме своего коллектива "озвучил" делегат от предприятия "Укргаздобыча", по понятным причинам поставивший во главу угла увеличение объемов бурения и числа разведанных месторождений. Другая дочерняя компания, "Укртрансгаз", устами своего полномочного представителя охарактеризовала Л. Кучму как "Президента, знакомого с проблемами отрасли, компетентного и делающего все возможное для ее развития".

Словом, в итоге собрание коллективов предприятий НАК "Нефтегаз Украины" приняло единогласное решение поддержать Леонида Кучму на будущих выборах Президента, отметив в резолюции, что альтернатив начатым реформационным процессам нет, стране нужна стабильность, а в нынешних условиях смена главы государства может привести к непредвиденным негативным последствиям в общественно-политической и экономической жизни.