Выпуск газеты Сегодня №106 (361) за 11.06.99
ОКАЗЫВАЕТСЯ, В ЭТОЙ СТРАНЕ КТО-ТО ЕЩЕ ПЕРЕВЫПОЛНЯЕТ ПЛАН!
И это не единственное свидетельство в пользу этой, своевременно созданной, государственной вертикально-интегрированной структуры. В ее активе на сегодня -- снижение закупочной цены на российский газ, возобновление поставок из Туркмении, реструктуризация задолженностей Украины за газ, использованный в предыдущие годы.
Тарас Фреюк |
Однако не стоит смотреть сквозь розовые очки на возможности стратегических магистральных газо- и нефтетранспортных систем: они, можно сказать, "на пределе" обеспечивают должный уровень партнерства с российскими экспортерами энергоносителей. По информации Т. Фреюка, 17% отечественной газотранспортной системы (около 5 тысяч км) уже отработало амортизационный срок, а 15% приближается к этой черте. Из восьмисот имеющихся газоперекачивающих агрегатов половина выработала установленный ресурс. Неровен час, и здесь могут начаться сбои, как это уже произошло с истощением большинства старых месторождений, что обусловило объективное снижение собственной добычи по сравнению с предкризисными годами.
Выход один: как можно больше средств вкладывать в развитие отрасли, практически полностью перешедшей на самофинансирование. Но декларируемая поддержка правительством такой стратегии входит в неразрешимое противоречие с фискальной практикой: по сравнению с прошлым годом налоговое давление на нефтегазовую отрасль выросло более чем вдвое -- на 1,1 млрд. грн. И этим двойственность позиции правительства в отношении отрасли не ограничивается.
Игорь Бакай |
Естественным образом -- не столько потому, что большая экономика и большая политика неразрывно связаны, сколько оттого, что непосредственно в коллективах начались политические волнения, связанные с предстоящими президентскими выборами -- собрание переключилось на обсуждение возможных кандидатов на пост Президента Украины. Оказалось, во многих коллективах уже прошли собрания с соответствующей повесткой дня, а посему их представители спешили донести до присутствующих мнение коллег.
Так, один из руководителей ГАО "Черноморнефтегаз" заметил, что Леонид Кучма -- не только первый из президентов, побывавший на объектах предприятия, но и немало сделавший для его развития -- в частности, увеличения добычи на черноморском шельфе и успешного строительства газопровода "Джанкой--Феодосия--Керчь". Такое отношение обусловило поддержку коллективом кандидатуры нынешнего Президента на предстоящих выборах. Аналогичное резюме своего коллектива "озвучил" делегат от предприятия "Укргаздобыча", по понятным причинам поставивший во главу угла увеличение объемов бурения и числа разведанных месторождений. Другая дочерняя компания, "Укртрансгаз", устами своего полномочного представителя охарактеризовала Л. Кучму как "Президента, знакомого с проблемами отрасли, компетентного и делающего все возможное для ее развития".
Словом, в итоге собрание коллективов предприятий НАК "Нефтегаз Украины" приняло единогласное решение поддержать Леонида Кучму на будущих выборах Президента, отметив в резолюции, что альтернатив начатым реформационным процессам нет, стране нужна стабильность, а в нынешних условиях смена главы государства может привести к непредвиденным негативным последствиям в общественно-политической и экономической жизни.