1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №228 (231) за 27.11.98

ЕСЛИ МАТЕРИАЛ НЕ ПОДДАЕТСЯ СВАРКЕ, ЕГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ

В ХХI веке математическое описание процессов электросварки достигнет совершенства. Дорогостоящие эксперименты станут не нужны. А если это сказал Борис Патон, значит так и будет.

Выступлением камерного ансамбля "Киевские солисты" открылась в Институте электросварки им. Е. Патона Международная конференция "Сварка и родственные технологии -- ХХI век". Звучало "Воспоминание о Флоренции" Чайковского, и я вдруг подумала: мы видим мощные перекрытия мостов, ажурные сетки телебашен, но, увы, не слышим в них "музыки электросварки". А ученые -- слышат. Правда, даже Борису Патону, директору института и президенту НАН Украины, трудно было начать конференцию после щемящей "Мелодии" Мирослава Скорика. Все-таки речь должна была идти о вещах не столь романтичных.

Различных способов сварки сегодня более 60-ти. Зачем так много? Так ведь человеку постоянно неймется и он изобретает все новые и новые материалы. Скажем, сверхпрочную азотистую сталь. Вот только беда, что при сварке из нее "убегают" атомы азота. Вот и придумывай, ученый, как их "удержать". Сейчас "в бой" бросили множество новых материалов: сплавы из экзотических металлов и их ранее невозможных сочетаний, пластмассу, керамику... Чтобы они могли служить людям в трубопроводах или самолетах, нужно научиться их "сшивать". Как точно заметил академик Лякишев из России, "без способности материала свариваться его не существует".

Именно поэтому все выступавшие (а на конференцию прибыли 200 "сварщиков" из 17 стран мира) говорили не о сделанном, а о планах на следующее... тысячелетие. Чтобы свободно "разгуливать" по космосу, нужно создать для космонавтов надежные "квартиры" и научиться их ремонтировать. Поэтому продолжаются работы над сваркой в условиях вакуума, микрогравитации. Конечно, наш Институт электросварки был и остается признанным авторитетом в космических разработках. Так, 15-метровая антенна, "сшитая" по методу его ученых, прослужила на станции "Мир" пять лет. Когда для пристыковки "Шаттла" ее нужно было сложить, перенести в другое место и вновь открыть, она не подвела.

В ХХI веке человечеству мало будет земной глубины. За полезными ископаемыми придется "нырять" в океан. И очень глубоко: на 2--3 километра. И это не предел. Как считает российский академик Горынин, занимающийся сваркой в судостроении, для того, чтобы достать нефть, например, Штокманского месторождения, швы на трубопроводах должны выдерживать нагрузки 5--6-километровой глубины. Он рассказал о том, что россияне составили нефтяную платформу "Приразломную" из сварных конструкций весом 74 тысячи тонн. Длина сварочного шва более 300 километров! А работать ей предстоит в агрессивной среде -- морской воде с температурой минус 60 градусов. Даже видавшие всякие рекорды "сварщики" восхищенно ахнули.

В общем, складывалось впечатление, что открывать уже нечего. Ученые умеют сваривать практически все известные материалы толщиной от микрона до метров, массой от долей грамма до сотен тысяч тонн. А эксперименты по сварке живых тканей при помощи ультразвука, которые ведутся с 60-х годов, теперь совершенствуют на животных.

А вы говорите: электросварка -- это скучно и непонятно. Да это сплошная музыка души!