1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №134 (137) за 16.07.98

КАЛЕНДАРЬ, ЗЕЛЕНОЕ ПАЛЬТО И... РОЯЛЬ

Он был почти ровесником века, дружил с известнейшими русскими художниками, входил в объединение "Бубновый валет", преподавал в Академии художеств в Москве, пережил славу и забвение...

Со дня смерти замечательного художника Александра Осмеркина (1892--1953), действительного члена Академии художеств СССР, уроженца Кировоградщины, 25 июня исполнилось 45 лет. Именно в этот день группа сотрудников его музея во главе с директором Викторией Черновой получила в Москве мемориальные экспонаты, завещанные покойной вдовой художника Надеждой Георгиевной, и началась эпопея перевозки культурных ценностей из России в Украину.

В последние годы имя Осмеркина стало популярным в художественном мире. Его картины вошли в моду и на крупнейших европейских аукционах продаются по ценам с четырьмя и более нулями в конвертируемой валюте. Их с удовольствием приобретают музеи и коллекционеры. А музей мастера есть только на родине художника в Кировограде (к слову, его дом в Москве на Мясницкой уже давно перестроен). Именно поэтому Министерство культуры России пошло кировоградцам навстречу: не только оценило экспонаты в чисто символические суммы, но и разрешило вывезти их без всякой оплаты. Отправителем выступило посольство Украины в России, которому все же не удалось преодолеть сложности с оформлением дипломатических документов. Еще больше проблем возникло на таможнях. Но все перипетии, в конце концов, остались позади, и бесценный груз благополучно прибыл в Кировоград и пополнил колллекцию музея.

Самый ценный экспонат -- одно из последних полотен Осмеркина "Зеленое пальто" (1947, холст, масло, 153х129 см). Это портрет Надежды Георгиевны -- молодой изысканной красавицы -- в изумительной осмеркинской цветовой гамме, сочетающей сиреневый и зеленый.

Самый "объемный" предмет -- концертный рояль фирмы "Блютнер" (1904). В семье Осмеркиных любили музыку, неплохо играли на фортепиано и часто музицировали. Несмотря на длительный автопереезд, инструмент прекрасно держит строй. Здесь же коллекция нот любимых произведений Баха, Шопена, Чайковского. Деревянная табуретка внешне неказиста, но ведь это подарок самого Константина Коровина!

Среди вещей -- подставка для палитры, чемоданчик для красок. В него Надежда Георгиевна сложила особые реликвии -- одежду Александра Александровича, которая была на нем в смертный час, календарь 1953 года с 25-м июня в черной рамке, стаканчик с землей с его могилы, ленту с единственного похоронного венка от ученика Льва Руднева. Об Осмеркине-художнике говорят его картины, о человеке рассказывают принадлежавшие ему вещи: тапочки, очки, карандаш, набор галстуков и бабочек -- Александр Александрович носил их с особым шиком.

Будучи на 18 лет моложе мужа, Надежда Георгиевна осталась ему верна и была главной хранительницей его памяти. Обладая бесценными (и в прямом, и в переносном смысле) сокровищами, она не продала ни одной картины. За небольшой портрет Александра Осмеркина его дочь Татьяна запрашивала $20 000, а Надежда Георгиевна переживала нужду, да и умерла буквально в нищете. Картины мужа она завещала Третьяковке, Русскому художественному музею и музею Александра Осмеркина в Кировограде.