1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №151 (406) за 14.08.99

"РАЗЖЕВАННЫЕ ЗРЕЛИЩА ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ"

Василий Вовкун -- известный режиссер массовых зрелищ. Все его проекты, как правило, ярки и крупномасштабны. "Аида" и "Царь Эдип", в которых сочетались элементы массового и элитарного искусства, безусловно, останутся в истории украинской культуры. Впрочем, сам Вовкун считает предыдущие работы пробой сил перед настоящим делом -- мега-шоу "Золотые ворота тысячелетий", для которого в парке "Оболонь" на берегу Днепра отстроен гигантский концертно-развлекательный комплекс на 2000 зрителей.

-- Василий, недавно в прессе появилась информация, что ваше шоу уже триумфально состоялось. Насколько мне известно, на площадке только заканчиваются монтажные работы.


-- Премьеры еще не было, была презентация летнего театра "Шоу-парка" для СМИ. Казус произошел из-за публикации, в которой использовав информацию из старого пресс-релиза, подали ее как свершившийся факт. Кстати, там было объявлено, что дата премьеры будет определена, когда на наших Золотых воротах появится купол. Это -- гигантская сцена, и в то же время декорация, подобной еще не было в Украине. Высота центрального купола равна высоте девятиэтажного дома. Мне часто говорят, что по техническим параметрам мы впереди Европы. (Смеется.)

Но меня занимают больше задачи режиссерские. Хотя без всякого пафоса скажу, что у нас есть возможность попасть в книгу рекордов и по концепции самого шоу. Оно беспрецедентно для нашей страны: в течение двух часов положительного шока люди увидят историю Украины на самых важных этапах. Для отдельных фрагментов сшито до полутысячи костюмов. А чего стоят чудеса отечественной роботехники -- самодвижущиеся конструкции Огненного Змея Времени, как бы слизывающего языком эпоху за эпохой, и космического корабля внеземных цивилизаций!

-- Чем ваша постановка будет отличаться от традиционных массовых зрелищ?

-- Мы сознательно отбрасываем традиционные понятия. Это мистерия, а много ли вы вспомните случаев использования этого жанра в истории украинской культуры? Вертеп, школьный театр, потом пауза длиной в несколько культурных слоев. "Золотые ворота тысячелетий" -- это гигантский эксперимент, в котором мы видим зарождение нового жанра.

-- Не громко звучит?

-- Конечно, компоненты, которые мы используем в шоу, не есть чем-то неизведанным в мировой практике. Секрет -- в их соединении и взаимодействии. И в восприятии зрителя, как правило, эгоистически настроенного на иные формы массового искусства.

-- То есть, ваше шоу -- для интеллектуальной публики?

-- Видите ли, современная массовая культура идет по пути наименьшего сопротивления вкусам аудитории. Единственной работающей формулой считается "Разжевать и подать, пока не остыло". Наш продукт можно назвать вполне логичным эстетическим компромиссом. Общая картинка не должна напрягать, вбивая в голову "необходимые" символы-понятия "Ты -- украинец, ты должен любить что-то, тебя должно волновать что-то...". Отнюдь, человек может пить пиво и не думать ни о чем.

-- Мы бы наверняка избежали вопроса о политической заангажированности, если бы ваша премьера не пересекалась во времени с президентскими выборами...

-- Услышав о проекте, все задаются вопросом, какая политическая сила за этим стоит. Мы дошли до того уровня демократии, когда за каждой новой формой свободы стоит новая конкретная угроза. Мы уже не верим, что есть люди, свободные от политических заказов. Но мы себя от них освободили -- шоу "Золотые ворота тысячелетий" не является политическим заказом, несмотря на то, что именно таких заказчиков выстраивается длинная очередь.

-- То есть, вы неисправимые романтики?

-- Называйте как хотите, просто для всех нас это не просто шоу на один раз. Комплекс, который мы построили -- подарок киевлянам на многие десятилетия. В этот проект мы вложили, наверное, самую существенную часть самих себя, он вошел в нашу жизнь. Иногда приезжаем на площадку в два часа ночи -- постоять и набраться энергии...