1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №55 (310) за 25.03.99

"МЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕСТАТЬ ВАРИТЬСЯ В СОБСТВЕННОМ СОКУ"

Мария Стефьюк, солистка Национальной оперы -- человек совсем не звездный, легко идущий на контакт.

Закончив в свое время Киевскую консерваторию, она сразу заявила о себе как об очень яркой, талантливой певице: зритель запомнил ее в "Жизни за царя" Глинки, "Царской невесте" Римского-Корсакова, "Травиате" Верди, "Искателях жемчуга" Бизе и многих других спектаклях.

Стефьюк много гастролировала: ей рукоплескали во Франции, Германии, США, Канаде.

ЭСТРАДА НАЧАЛАСЬ С МАГОМАЕВА И ЗАКОНЧИЛАСЬ НА ПУГАЧЕВОЙ

-- Мария Юрьевна, сейчас среди известных деятелей культуры целое поветрие -- так или иначе участвовать в политике. Многие стремятся стать депутатами или хотя бы оказаться в группе поддержки будущего избранника. Так сказать, "голосуй или не заплатят". Собираетесь ли вы поддерживать какую-нибудь партию или политическую силу?


-- Я никогда не участвовала в политике и не собираюсь это делать. Здесь нужно обладать совершенно другими качествами, которых у меня нет. Хотя среди, скажем, певцов быть в таких группах поддержки стало очень модно. Конечно, это их личное дело. Но я больше была потрясена поступком Нины Матвиенко, которая могла бы стать депутатом, но отказалась в пользу тех людей, которые могут этим заниматься профессионально. А я буду заниматься тем делом, которое мне дал Бог.

-- Как вы относитесь к современной украинской эстраде, ведь ее представители все чаще бок о бок работают с вами на эстрадных площадках?

-- В большинстве своих проявлений -- это явление малоинтересное. Для меня лично эстрада начиналась с Магомаева и закончилась, наверное, Пугачевой. На Украине самое интересное явление сегодня -- Тарас Петриненко. Вот, пожалуй, и все.

В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА ЧЛЕНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОСЕЩАЛИ КАЖДУЮ ПРЕМЬЕРУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ

-- Но ведь сегодня совсем иное зрительское восприятие: эстрада существует, в основном, в телевизионно-клиповой системе координат и уникальные вокальные данные в ней совсем не обязательны.

--Да, но это больно слышать и видеть. Хотя за рубежом на эстраде работают только грамотные музыканты. Может быть лучше или хуже голос, но все они очень профессиональны. У нас же богатые люди раскручивают бездарностей. Я не говорю, что должна звучать беспрерывно украинская песня, хотя я -- за нее. Спросите у любого украинского певца, может ли он спеть 5 украинских народных песен от начала до конца -- никто не знает, уверяю вас. Даже классические певцы! Поэтому одна Нина Матвиенко и "Золотые ключи" приоткрыли как-то эти песни для народа. Мне хотелось бы так же слышать шлягерную классику, которой у нас нет.

-- За границей посещение оперы -- очень престижное занятие. Почему так сложилось, что у нас народ согласен платить гораздо большие деньги за фанерные концерты попсы?

-- Ну, ласточка, это и есть наш уровень. Вместо того чтобы поднимать уровень публики -- мы его опускаем.

-- А кто это -- эти мифические "мы"?

-- Артисты. Руководители наши. Когда в оперном интересные премьеры, власти предержащие к нам не приходят. Хотя при советской власти члены правительства ходили к нам на премьеры. Это очень важно. Между прочим, я недавно была на гастролях в Америке и мне об этом сказали. Так что там тоже об этом знают. К сожалению. Мне кажется, у Леонида Даниловича должны быть такие советники по культуре, которые бы знакомили его с новейшими достижениями и рассказывали о действительно престижных культурных событиях.

ЩЕРБИЦКИЙ УМОЛЯЛ БЕЛЛУ РУДЕНКО НЕ УЕЗЖАТЬ В МОСКВУ

-- В советские времена артисты Национальной оперы жили сравнительно неплохо -- имели возможность выезда за рубеж, неплохие зарплаты...

-- Да никаких особых возможностей не было! Я помню, когда меня пригласили в тетр "Ля Скала" -- а это вершина карьеры для каждого артиста -- меня вызывали в КГБ и говорили, что не надо туда ехать, потому что там ужасно. Тем не менее я поехала -- первый и последний раз.

-- Почему же все-таки последний?

-- Потому что когда мне второй раз прислали приглашение, я узнала о нем только через 10 лет: было сделано все, чтобы я больше туда не вернулась. Но при всем том мы были хоть как-то защищены государством, оно о нас заботилось и ценило. Я помню, как Белла Руденко ушла из нашего театра в Москву -- в Большой театр. Так ее Щербицкий вызывал к себе раз пять -- предлагал соответствующую зарплату, квартиру: "Что угодно! Но мы хотим, чтобы вы остались с нами." Поэтому я всегда говорю: можно каких-то вещей не понимать, но ценить и знать, что это высшее искусство.

ПРЕДПОЧИТАЮ ВЫЙТИ ИЗ КЛЕТКИ

-- Кстати, о "защищенности". Взаимоотношения творцов и власти -- неоднозначная тема во все времена. И тем не менее о "защищенности". Недавно мне процитировали Милоша Формана: можно всю жизнь сидеть в клетке и тебя будут кормить. А можно выйти из клетки, но тогда ты должнен помнить, что могут съесть. Да и пропитание нужно самому искать. Для вас лично какой вариант предпочтительней?

-- Второй. Как бы ни было сегодня трудно. Потому что я хочу ездить, петь...

-- Не вызывали больше в КГБ...

-- Само собой. Но дело не в КГБ, а в возможности работать. Хочу работать с разными дирижерами, певцами и оркестрами. Только так можно стать исполнителем европейского уровня. У нас пока этого уровня нет и мы в этом не виноваты. Потому что варимся беспрерывно в своем соку.

-- Мария Юрьевна, в последнее время пресса много писала о конфликте между молодой певицей вашего театра Ольгой Микитенко и руководством театра...

-- Я думаю, что Оле нужно было выносить это на страницы газет. Она одна из самых талантливых молодых певиц, но существует этика, которую не следует переступать ни артисту, ни директору театра. И, поверьте мне, ни один директор театра делает театр, так же, как и не один Президент делает страну. Хотя в том, что молодые таланты нужно беречь -- я не сомневаюсь.

-- Но ведь она потребовала для себя не особых условий, а того, что положено любому артисту.

-- Но чуть больше, чем мог дать театр на данном этапе. Она -- амбициозный человек и, возможно, чего-то и добьется...

-- А как вы считаете, талантливый артист должен быть амбициозным?

-- (смеется) Я думаю, что да.