1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №55 (310) за 25.03.99

ОБЩЕСТВО С ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Вначале были... антикварные магазины и салоны, в которые принимались на продажу только картины членов союза художников. После первой массовой встречи продавцов и покупателей на Андреевском спуске традиция продавать здесь образцы современного изобразительного искусства расцвела буйным цветом. Андреевский спуск стал стихийным артрынком (с базарами-то у нас порядок).

В Киеве около 30 частных галерей. Немногие из них пересекли 10-летний рубеж (один из долгожителей -- "Триптих"). Некоторые как открываются, так и закрываются, другие ведут "дательный" образ жизни, а 10--15 активно работают. Предметы искусства -- товар прихотливый, своенравный, капризный. Купить картину можно на улице, на базаре и в специализированном магазине. Разницу объяснять не надо. Как же формируются цены на нашем артрынке?

-- Цена картины не всегда связана с ее художественной ценностью, -- рассказывает президент Ассоциации Артгалерей Виктор Хаматов. -- Целые направления получают искусствоведческую оценку спустя десятилетия. И, конечно, действуют понятия конъюнктуры, моды, рекламы, спроса и предложения. Их формирование -- задача галерей, способных сделать имя художнику, и тогда имя начинает работать на цену. К сожалению, у нас сегодня предложение серьезно превышает спрос. Это связано и с общим уровнем культуры, и с формированием среднего класса -- основного покупателя произведений искусства. Даже если художник объявляет цены в две, три, пять тысяч долларов, то возможность покупательного спроса -- от полутора тысяч и ниже (реально -- до $1000), причем покупки происходят не так массово".

Так ли необходима художнику галерея? Вопрос Ирине Осадчей ("Ирэна", призер Артфестиваля 1998 года).

-- Галерея занимается "промоушном" художника, предоставляет выставочные площади и организует информационную поддержку. Работа на контрактной основе -- норма во всем мире. Скажем, эксклюзивный контракт означает, что в обозначенный период галерист платит художнику определенные суммы, премии с продажи, предоставляет материалы. При этом приобретает все картины, созданные за это время. А мне, например, подчас трудно оплатить коммунальные платежи. К галереям в стране относятся как к коммерческим структурам, и поэтому многие быстро закрываются.

Когда-то для художника Александра Мурашко контракт с киевским магнатом Терещенко означал рабство. А как относится к этой проблеме, скажем, художница Ирина Заставная?

-- В идеале контракт -- это очень хорошо. Ты не думаешь о том, как и где продавать свои работы и уверен, что тебя элементарно не обманут. Картины ведь разные: есть выставочные, есть заказные, есть конъюнктурные... Есть попытки заключения контрактов в "Ателье Карася", в "ArtEast" галерее. Но практика показывает, что гарантий они дать не могут. Мне кажется, контрактная система может стать реальностью года через три. Попытку провести рейтинг художников делал Артфестиваль, но их цены на каталог и выставочную площадь достаточно высокие. Информация о том, что происходит за границей, оседает в Министерстве культуры и остается невостребованной. А когда наши ребята были в Каннах, оказалось, что даже там цены на выставочные услуги достаточно гибкие".

P.S.В Украине юридически не существует учреждения "галерея". "Триптих" зарегистрирован как кооператив художников, "Ирэна" и "L-Art" -- ООО, "Карась" и "36" -- творческие мастерские. Какие уж тут эксклюзивные контракты?