1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №142 (397) за 03.08.99

ОБЪЕДИНЕНИЕ СОВЛАДЕЛЬЦЕВ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ -- ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЧИСТЫЙ ПОДЪЕЗД...

Время от времени (обычно когда больше писать особо не о чем) периодические издания принимаются рассуждать о чистоте наших подъездов, работоспособности лифтов и непротекаемости крыш. Впрочем, не всегда эти рассуждения носят абстрактно-морализаторский характер -- зачастую они сводятся к вполне определенной дискуссии, особенно обострившейся в последние месяцы: нужны ли в городах объединения совладельцев жилья, называемые иначе кондоминиумами.

В пользу кондоминиума (от латинского con -- "вместе", и dominium -- "владение", т. е. "совладение") задекларировано множество постулатов. Вот только некоторые из преимуществ, получаемых его участником: использование платежей жильцов на нужды именно того дома, где они обитают, и контроль за рациональным их использованием; чистота в доме, его сохранность; создание комфортных и безопасных условий проживания; защита прав собственника; получение дополнительных средств на содержание дома за счет сдачи в аренду объектов общей собственности; налаживание добрососедских отношений между жильцами; пресечение внутриквартирных перепланировок, отрицательно сказывающихся на соседних квартирах и на состоянии дома в целом; возможность использования трудового вклада жильцов вместо квартплаты. А как итог повышения качества жизни -- рост стоимости квартир в данном доме.

Об этих и о других позитивных моментах участия в кондоминиуме мне рассказывал Валентин Пришва, один из активных подвижников идеи создания жилищных товариществ в украинских городах. Я слушал вице-президента Международного общественного центра содействия жилищным и муниципальным реформам, а перед глазами стояли подъезды наших закарпатских городов: Мукачева, Ужгорода. Там почти повсюду есть стулья или скамеечки для отдыха, зелено от комнатных цветов, а по нормально освещенным лестничным маршам можно ходить без опасений наступить на то, на что наступать не хотелось бы. При этом чаще всего на входных дверях зданий -- никаких домофонов или хитроумных кодовых замков. Но вряд ли тамошние обитатели поголовно состоят в каких-то объединениях: скорее, у людей меньше, чем в Киеве, взаимной озлобленности, замкнутости, больше взаимоуважения.

"Чистый подъезд, закрытый для посторонних, -- это не самоцель кондоминиума. Задачи, -- говорит Валентин Сергеевич, -- гораздо глубже. Так, члены товарищества самостоятельно определяют, кто будет обслуживать их дом: государственный доходяга--жэк либо альтернативные частные фирмы. Или взять ту же проблему капитального ремонта, который рано или поздно требуется любому зданию. Раньше с этой задачей худо-бедно справлялось государство. Но теперь все гораздо сложнее не только из-за проблем с финансированием, но и по той простой причине, что после принятия законодательства о приватизации жилья практически каждый дом -- это сосуществование нанимателей государственных квартир и владельцев-частников. Если первые теоретически могут рассчитывать на милость государства, то вторые -- исключительно на себя (точно так же, как владельцы домов в частном секторе). Как говорится, спасение утопающих -- дело рук самих утопающих".

С годами стареют не только дома, но и их обитатели. К старости у большинства уровень доходов значительно падает -- значит, зарабатывать собственнику на будущий капремонт нужно в трудоспособном возрасте. Зарубежный опыт показывает, что участнику кондоминиума это сделать гораздо легче. Взять даже соседнюю Польшу. Там действует закон с довольно скучной на первый взгляд формулировкой: о льготном налогообложении средств физических лиц, истраченных на ремонт жилого фонда. На практике применение этого закона означает, что 19% вашего совокупного годового дохода исключаются из общего налогообложения, если вы их потратили на ремонт квартиры: например, обложили ванную кафелем или наняли мастеров переклеить обои и можете это подтвердить чеком или справкой.

Но это Польша. У нас же выгоды кондоминиума познала очень незначительная часть городского населения -- не столько из-за апатичности, безынициативности граждан, сколько по причине наличия у идеи объединения жильцов в товарищества тайных и явных оппонентов. Несмотря на определенное продвижение в этом вопросе, пакет законодательных документов по объединениям совладельцев жилых домов запутан, противоречив и далек от полноты. "Главный сыр-бор, -- рассказывает В. Пришва, -- завертелся вокруг того, являются ли подобные добровольные объединения прибыльными. Государственная налоговая администрация полагает, что это так, и отказывается внести объединения совладельцев в официальный реестр неприбыльных организаций. А где предполагается прибыль -- там обязателен налог, который в данном случае дополнительным бременем возлагается на жильцов. Мы намереваемся доказать, что это несправедливо -- уже хотя бы потому, что объединиение совладельцев изначально не ставит перед собой задачу извлечения доходов из предпринимательской деятельности. Речь идет исключительно об оптимизации жизни дома и его населения.

Кстати, в свое время ГНАУ, объясняя свое нежелание отнести кондоминиумы к реестру неприбыльных организаций, мотивировала свои действия тем, что "объединения совладельцев многоквартирных домов осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с содержанием, эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда, то есть, выполняют функции жилищно-эксплуатационных контор, а также получают доходы от иной хозяйственной деятельности." Но позвольте! Служба г-на Азарова путает грешное с праведным: хозяйственная деятельность и предпринимательская -- это два разных понятия. Скажем, подметая кухню, я занимаюсь хозяйственной деятельностью. По логике ГНАУ получается, что я при этом... должен заплатить налог! Правда, нельзя не признать, что позднее ГНАУ пошла на определенную уступку, разъяснив, что в случае реорганизации в объединения совладельцев многоквартирных домов ранее существовавших жилищно-строительных кооперативов они могут-таки быть зарегистрированы как неприбыльные. Но такого половинчатого разъяснения, по нашему убеждению, сегодня совершенно недостаточно.

Наш Центр содействия жилищным и муниципальным реформам настаивает, чтобы на рассмотрение парламента был как можно скорее вынесен законопроект "О внесении изменений и дополнений к ст. 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Там, в частности, предлагается четко определить основную -- никак не коммерческую! -- деятельность объединений совладельцев. А именно: управление, содержание, обслуживание и использование имущества жилого дома и придомовой территории; обеспечение согласия владельцев квартир, жилых и нежилых помещений дома, порядка реализации ими своих прав на владение, использование и распоряжение объектами дома, находящимися в обще-совместном владении членов объединения; организация и обеспечение жильцов дома коммунальными и иными услугами; обеспечение выполнения собственниками квартир, жилых и нежилых помещений дома требований Правил пользования помещениями жилых домов и придомовых территорий, установленных действующим законодательством. С принятием таких поправок наконец и разрешилась бы путаница вокруг статуса жилищных товариществ."