1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №139 (394) за 29.07.99

АННА КАМЕНКОВА: "ОГО! НУ И ВОПРОСЫ ВЫ ЗАДАЕТЕ!"

Она очень красива и очень талантлива -- редкое природное сочетание. Много лет была примой Театра на малой Бронной и любимой актрисой самого Эфроса.

В кино пришла в шесть лет, сыграв главную роль в фильме "Девочка ищет отца". Потом были "Молодая жена", "Солнечный ветер", "Поздняя любовь", "Хождение по мукам", "Государственная граница" и многие другие фильмы.

Несколько лет назад Анна Каменкова покинула театр, который считала своим вторым домом...

"Я УШЛА ИЗ ТЕАТРА И ЖАЛЕЮ, ЧТО НЕ СДЕЛАЛА ЭТОГО РАНЬШЕ"

-- Аня, почему вы ушли из театра?


--После ухода у меня был довольно тяжелый перерыв. Тогда я поняла, что театр "кончился" -- там стало скучно, тоскливо и бездарно с уходом Эфроса и некоторых других режиссеров. Сейчас жалею, что не сделала этого раньше. Хотя, ушла я в никуда, впрочем, надеясь, что предложения будут. И одно очень интересное (от большого режиссера) было. Мы пол года репетировали, но не сложилось... После Эфроса очень трудно работать с другими режиссерами -- уж очень высока планка.

-- Чем же вы в период "безвременья" занимались, ведь для актрисы, тем более известной, невостребованность -- большая драма?

-- Конечно, это болезненно. И чем дальше, тем больней -- актерский век короток. Но, наверное, к собственной жизни надо относится мудро. То, что она тебе дана, -- уже благо. Грех гневить Бога: встреча с Эфросом -- это уже подарок судьбы. Если умеешь ждать -- обязательно дождешься. Сейчас у меня три замечательные роли в разных антрепризах и два интересных предложения в кино.

-- Про кино спрашивать не буду -- знаю, что актеры очень суеверны. Но театральные премьеры уже состоялись, поэтому расскажите о них подробнее.

-- В Театре Йосифа Райхельгауза -- очень хорошая роль в современной ностальгической пьесе. Еще одна главная роль в театре "Бенефис". Это спектакль "Увлеченная ласточкой" по новой пьесе известного драматурга Нины Садур, она поставлена в Театре "Бенефис" -- там тоже главная роль. Последнюю мою театральную премьеру спонсируют богатые люди, которые вложили деньги в некоммерческий проект.

-- Есть уже и такие люди?

-- Представьте, они уже появляются -- богатые люди со вкусом, хорошим образованием.

"МНОГИЕ СЕГОДНЯ ПУСКАЮТСЯ ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ"

-- Аня, в "прошлой жизни" у актеров была слава, признание зрителя, деньги, в конце концов. Перестройка лишила их всего. Уютно вам в сегодняшнем времени?

-- Это очень длинный разговор.. Нет, я все равно радуюсь переменам. При всем ужасе и кошмаре существования. Я очень надеюсь, что все войдет в свое русло. Пример тому, люди о которых мы только что говорили -- им интересно вкладывать деньги в культуру. Конечно, многие актеры сегодня пускаются во все тяжкие и я их за это не осуждаю -- им нужно как-то существовать и кормить детей. Поэтому и в рекламе снимаются, и в плохом кино. Я нашла выход в работе над озвучанием и дубляжом картин: это мне дает возможность материально существовать, в то же время -- это достойная и честная работа.

-- А возможно в сегодняшнем мире артисту сохранить чувство собственного достоинства?

-- Трудно, но можно. Хотя, все время идешь по лезвию и нога иногда "зависает". В искусстве во все времена было жить трудно..

-- Вот вы сейчас заговорили о мучительности жизни в искусстве и мне захотелось спросить об Эфросе. Все теперь знают, какой обструкцией его встретила Таганка после эмиграции Любимова. Почему же тогда он все-таки покинул родной Театр на Малой Бронной, любимых учеников? Как это было?

-- Тогда была очень сложная ситуация внутри нашего театра. Она была связана... не хочется мне этого говорить...

-- Прошло столько лет, что, может, и стоило бы...

-- ...как-то Радзинский говорил с Эфросом об одном событии и Анатолий Васильевич сказал: "Ну как же, уходят люди, свидетели событий", на что драматург ему ответил: "Нет, уходят не люди, уходят версии". Наверное, у каждого из нас своя версия этой истории и однозначного ответа нет. Определенно только одно: Эфрос был в творческом поиске и надеялся на Таганке что-то сделать, что-то изменить. Но таганковцы были "подогреты" определенной социальной ситуацией и двумя-тремя человеками, которые были недовольны. Ну знаете, как обычно начинаются все военные действия в стране -- из-за двух-трех людей... В результате театр был уничтожен. В частности, директором театра, который почему-то думал , что Эфрос служит у него, а не он у Эфроса. Теперь эти люди возглавляют театр, только ... в него никто не ходит.

"Я НИКОГДА НЕ СЧИТАЛА СЕБЯ КРАСАВИЦЕЙ"

-- Характеристика актеров как "сукиных детей" принадлежит одному из бывших лидеров Таганки -- Леониду Филатову. Можно ли в актерской профессии сохранить личностную самодостаточность?

-- Слушайте, Наташа, ну вы вопросы задаете! Разве можно на это в двух словах ответить?! Конечно, в любом случае профессия одна из самых зависимых. Но театральный артист -- более свободен, потому что он выходит на сцену -- и полтора часа принадлежит ему. Это не значит, что он абсолютно спокоен -- наоборот, внутри все дрожит. Зато в этот момент он свободен.

-- А женщин-актрис очень пугают возрастные изменения? Это связано, главным образом, с внешностью?

-- Я никогда не считала себя красавицей, поэтому мне значительно легче. С другой стороны, думаешь: а что ж ты хочешь -- все-таки сорок шесть уже. И то, иногда посмотришь -- да нет, ничего еще. Меня другое больше огорчает: это возраст, когда многое можешь, а оно проходит мимо.

-- Мне вообще кажется, что женщина становится интересной после 40, если ... она в принципе способна быть интересной.

-- Ко-неч-но! А уж актриса -- тем более. Скучно играть всю жизнь Джульетту.

-- Расскажите о семье.

-- Мой муж -- достаточно закрытый человек, он не любит, когда о нем говорят. Он мощная личность и я ему многим обязана -- все роли репетировались на кухне, он чувствует меня лучше других. Знаете, это особое ощущение близости в семье...

-- А что такое "счастливый брак"?

-- Достаточно абстрактное понятие -- что кому нужно. Для меня главное в браке то, что рядом со мной надежный человек. Это главное, когда знаешь, что тебя не предадут в любой ситуации.

"НИ ОДНА МАТЬ НЕ ДОЛЖНА ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ РАДИ РЕБЕНКА"

-- А роман с другим человеком (то, что называют адюльтером) -- это предательство?

-- Опять же, этот вопрос каждый решает индивидуально. Ну, были моменты увлечений (я ведь работала с такими партнерами!), но в последнюю минуту... всегда что-то останавливало...

-- Вы настолько рассудительная женщина?

-- Наверное, это просто воспитание -- я выросла в семье учителей.

-- Сколько лет сейчас вашему Сереже (сын -- авт.)?

-- Двенадцать. Он поздний ребенок.

-- А правда, поздний ребенок -- это большое счастье?

--... И все равно я что-то ему не додавала . С другой стороны, наверное, ни одна мать не должна жертвовать собой ради ребенка, чтобы не навредить в первую очередь ему самому: он должен видеть, что родители живут полноценно.

-- Анечка, а есть какие-то вещи, которые в жизни с вами случились или не случились, но вы об этом жалеете?

-- Я не очень доверяю людям, которые говорят: я ни одной минуты прожитой жизни не изменил бы -- у каждого есть потаенные углы, каждый в чем-то ошибался.

"КОГДА МНЕ ПЛОХО -- Я НАБЛЮДАЮ ЗА СОБОЙ"

-- ...Если бы у вас денег было значительно больше, чем сегодня...

-- ...Я бы путешествовала. Но уехать навсегда не смогла бы -- тосковала бы даже по воздуху этой страны. И это не патриотизм, а мои очень интимные ощущения.

-- Когда вам плохо, когда депрессия, как выходите из этой ситуации?

-- Не умею я выходить из нее каким-то определенным способом. Я просто жду, когда это закончится. А потом, я же актриса -- значит, еще и наблюдаю за собой.

-- Если бы вы были мужчиной, вы бы полюбили такую женщину, как вы?

-- Опоньки! (Хохочет.) Ну и вопросы вы задаете!
Нет, я не очень себя люблю, хотя и понимаю что нелюбовь к себе -- одно из самых тяжелых ощущений. Мне даже Сережка часто говорит: "Мама, ну что ты так к себе!". И он прав: только если человек любит себя -- другие в состоянии его полюбить.