1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №186 (189) за 29.09.98

"Я ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ ПРОПАДАЛ В ТАБОРЕ"

Игорь Крикунов -- актер, руководитель киевского театра "Романс" -- знаком нам больше по фильмам "Цыганка Аза", "Афганец", "Бери шинель" (где он потрясающе спел "Темную ночь") и др. Но театралы помнят также его яркие роли в Театре на Подоле и в Молодежном. Игорь -- настоящий цыган: колоритный, темпераментный, талантливый.

ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ Я РАБОТАЛ У СЛИЧЕНКО

-- Я не из артистической, но очень музыкальной семьи -- мама играла на гитаре, пела. Жили мы тогда в Таганроге. А во время коллективизации отец был председателем первого цыганского колхоза в Волгограде, где до сих пор есть хутор Крикуновых.

-- А кто позвал вас в Москву?

-- Будучи на гастролях в Ростове, театр Сличенко объявил набор в свою студию. Меня прослушали и... приняли. А вообще там были ребята со всего Союза. Потом я работал в театре. Застал время самого расцвета, когда три талантливых режиссера -- Николай Сличенко, Боря Ташкентский, Эдгар Эгадзе -- соревновались между собой. Несмотря на "мясорубку", тот период был одним из самых счастливых в моей жизни. Все трое работали гениально.

-- Каким вам вспоминается Сличенко?

-- Я проработал с ним 12 лет, участвовал во всех спектаклях. Конечно, он сложный человек, как все таланты. Но он цыган, и этим все сказано. Естественно, у нас случались творческие конфликты, но в итоге мы всегда договаривались.

-- Скажите, артисты московского театра "Ромэн" принадлежат к цыганской элите?

-- Нет, конечно. Тот же Сличенко -- из-под Харькова, из простой цыганской семьи. Что касается разделения на касты, то цыгане больше делятся на этнические группы.

-- Как вы попали в картину "Цыганка Аза"?

-- Я работал в Театре на Подоле у Малахова, потом нас соединили с Молодежным театром. Тогда Григорий Кохан и пригласил меня в картину. Позже я играл у него в "Бухте смерти" по Чейзу. "Цыганка Аза" -- моя первая большая кинематографическая работа. Конечно, было очень сложно. Я не знал законов кино: и камера, и сам ритуал съемок -- все было для меня ново. В таких случаях многое зависит от режиссера. Григорий Романович постоянно давал какие-то "манки", облегчающие понимание задачи. Съемочная группа жила в Каменец-Подольском, а я облюбовал себе маленькое село среди гор -- всего 5--6 домиков. По вечерам сходились люди, мы разговаривали, я пел им песни. Даже в город не ездил, так там было хорошо. Кстати, они меня упорно называли Василь.

-- В фильме вы часто появляетесь верхом на лошади...

-- Лошадей обожаю с детства и всегда нахожу с ними общий язык. В "Азе" мне дали двух потрясающих спортивных коней с ипподрома. Знаете, лошадь всегда чувствует, дилетант человек или нет. Малейшая неуверенность седока -- и конь тут же перестает слушаться, начинает взбрыкивать.

ТАБОР НА ОКРАИНЕ

Совершенно случайно (бывают же совпадения!) рядом оказался режиссер "Цыганки Азы" Григорий Кохан.

-- Специально пришел сегодня посмотреть репетицию театра "Романс". Я влюблен в цыганскую культуру и мечтаю снять еще один фильм с Игорем в главной роли. У меня уже года три лежит в портфеле сценарий Эдгара Эгадзе -- нет денег... Работать с Крикуновым -- одно удовольствие. Он все понимает, все чувствует. Я вообще считаю, что у цыган это в крови, им не нужно заканчивать театральных институтов. Бог дал им артистизм и умение общаться с людьми. В чем тайна цыганской ворожбы? Они видят человека насквозь. На съемки "Азы" я собрал цыган со всего Союза, но они ничем не отличались друг от друга и быстро находили общий язык. Кстати, только там я понял, почему они обижаются, когда говорят "цыган" с ударением на первом слоге. И вообще многому у них научился.

-- Игорь, а вы бывали когда-нибудь в настоящем таборе?

-- Более того, я еще застал кочевников. Наш дом в Таганроге стоял на окраине, и рядом на лугу часто останавливались цыгане. Я пропадал там целыми днями. Табор -- очень неоднородное образование. Там были и богатые, и бедные -- у кого как работала смекалка. Мужчины -- кузнецы, лудильщики, ювелиры -- занимались ремеслом, женщины гадали, торговали на рынках. Цыгане часто останавливались возле колхозов, заключали с ними договоры, работали в садах, на жнивах. Сейчас таборы остались только в Западной Европе, у нас их практически нет. Цыгане осели, когда в 1956 году Хрущев указом запретил им кочевать.

-- Расскажите о цыганских законах.

-- Самое главное -- уважать старших и друг друга. Увы, время и цивилизация сделали свое дело: цыганская молодежь оторвалась от своих корней, но не нашла себя в современном обществе. Поэтому преступность сегодня -- колоссальная проблема для цыган. Этим народом надо заниматься, а наше государство бросило его на произвол судьбы.

-- Как грустно.. Давайте поговорим о цыганской свадьбе...

-- У нас гуляют на свадьбе целую неделю -- у всех родственников по очереди. Невеста обязательно должна быть девственницей. Съезжается вся родня -- на моей свадьбе было 300 человек. Сейчас, конечно, это намного сложнее. Гораздо чаще вижу своих братьев по крови на разных фестивалях. Недавно наш театр вернулся с Международного цыганского фестиваля в Варшаве. На второй песне нашей программы 10-тысячный зал встал и полтора часа (!) слушал нас стоя. Это очень высокая оценка. Сейчас нас пригласили на подобный фестиваль в Афины, куда приедут "Джипси Кингс" и другие. Цыгане всех стран говорят на одном языке (диалекты не имеют значения). На гастролях в Коста-Рике на нашем концерте были цыгане из Бразилии -- они сразу же пригласили нас в гости, накрыли столы. Мы вообще очень хлебосольный народ, а со своими цыган разделит последний кусок хлеба.

-- Вы общаетесь с цыганами -- эстрадными певцами: Климашенко, Черным, Бароном?