Выпуск газеты Сегодня №59 (314) за 31.03.99
АХ, ВОЙНА, ЧТО Ж ТЫ, ПОДЛАЯ, СДЕЛАЛА?
МЫ РУБИМ СТУПЕНИ... НИ ШАГУ НАЗАД!
С моральной точки зрения трудно однозначно оценить участие боевиков УНСО в кавказских событиях. До сих пор не утихают жаркие споры относительно причин, которые побудили их ввязаться в ту кровавую бойню. Одни усматривают в этом патологическую ненависть унсовцев ко всему, что связано с Россией, другие -- списывают все на их врожденную склонность к легкой и быстрой наживе. Сами участники кавказских событий объясняют свое присутствие в Чечне, во-первых, высокой идейностью и эдаким альтруизмом, а во-вторых, страстью к риску.
Олег Челноков с дочкой |
Санкт-петербуржец Андрей N. оказался в зоне конфликта вместе со своим сокурсником по университету, -- другом-чеченцем. В Чечне ребята сошлись во мнении, что Россия ведет себя как агрессор, поэтому оба примкнули к воинам ислама. Иногда самих чеченцев смущали истая русская речь и типично славянская внешность Андрея, однако некоторое время спустя он стал для них своим... Среди рекрутов имелись и те, кто ввязался в войну не из политических убеждений, а из желания подзаработать. Одним из таких ребят был Владислав Крикун из Владивостока: он решил пойти в наемники, чтобы отдать долг местной "братве". Посчитав, что чеченцы заплатят ему больше, чем россияне, он надел зеленую повязку и примкнул к воинам ислама. Однако сражаться бок о бок и иметь камень за пазухой, пожалуй, невозможно, Подолгу общаясь с унсовцами, Владислав стал разделять идеи украинского национализма и некоторое время спустя подал заявление о вступлении в УНСО. Жизнь его была недолгой: перебегая дорогу, Владислав был сражен пулей снайпера наповал.
МИНУТНОЙ ПЕЧАЛИ НЕ СТОИТ, ДРУЗЬЯ, ПРЕДАВАТЬСЯ!
Отношение местного населения к нечеченским наемникам было достаточно радушное. Правда, редко кто одаривал на базаре палкой копченой колбасы или пачкой сигарет -- все приходилось покупать за свои кровные. Зато в редкие дни отдыха, когда ребята попадали в тыл, они сполна вкушали все прелести жизни: тут тебе и жареный барашек для дорогих гостей, и банька, и свежая постель. Хотя местные красавицы не больно жаловали ребят своим вниманием. Однажды на "сердечной" почве чуть не разгорелся серьезный конфликт: чеченец в резкой форме отверг попытки одного из унсовцев добиться расположения его сестры, -- мол, в отличие от украинок, чеченки свято берегут невинность до самой свадьбы. На колючие, враждебные взгляды последователей Аллаха унсовцы натыкались и в тот момент, когда перед едой крестились и произносили слова молитвы. Но потомки козацкого рода, не моргнувши глазом, спокойно продолжали есть сало (и это -- о ужас! -- в священный месяц Рамадан!).
Мародерства среди унсовских частей не было. Провинившихся, в зависимости от степени их вины, наказывали палочными ударами по обнаженному телу. "А на войне, как на войне: патроны, водка, махорка в цене". Водки пили помногу, -- после всех ужасов дня она помогала забыться в недолгом ночном сне...
ЕДУ Я НА РОДИНУ...
Самое страшное -- это потеря боевых товарищей Один полевой командир УНСО рассказывал мне, как прямо у него на руках скончались многие его друзья. Почти все они перед смертью претерпели страшные мучения. Их похоронили со всеми надлежащими почестями. Всех, за исключением Виктора Харьковчанки, которого вместе с двумя повстанцами привалило бетонной стеной, когда авиационная бомба угодила в здание Политехнического института. Переговоры с российской стороной по поводу обмена трех тел убитых, которых надлежало извлечь из-под руин, на такое же количество живых офицеров федеральных войск, закончились ничем.
Но даже останки тех ребят, которых удавалось вынести с поля боя, нельзя было увезти на Родину. Агенты российских спецслужб и родное СБУ проявляли усиленный интерес к такому "экспорту". Да что там говорить про мертвых, когда даже выжившим в той войне лишь каким-то чудом удалось вернуться домой! Правдами и неправдами, окольными дорогами, с частыми пересадками и по сфабрикованным документам возвращались они в Украину. На пути следования их ожидали многочисленные проверки: смотрели, нет ли на теле ранений или следов от ремней на плечах, не вымазаны ли пальцы в масле (верный признак того, что парень чистил боевое оружие). Особенно тщательно проверяли колени, -- если кожа там была стерта, значит, с опорой на колени велась прицельная стрельба. Когда у кого-либо обнаруживали подобные "отклонения", тому приходилось ой как не сладко...