1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №138 (393) за 28.07.99

"АВАНТЮРИЗМ ИНОГДА ПРОСЫПАЕТСЯ, КАК ЧЕРТИК"

С годами они стали очень похожи внешне. Да так и должно быть -- ведь они родные братья. Старший, Николай Гнатюк, давно популярен как певец. Младший, Анатолий, -- артист Театра имени Франко, с недавнего времени телеведущий, не хочет мириться с ролью просто младшего брата известной личности, и успешно работает над самой сложной ролью -- ролью самого себя.

Я НЕ ПОСЯГАЮ НА ЧУЖОЙ КУСОК ХЛЕБА

-- В последнее время вы часто появляетесь на телеэкранах, на эстраде. Анатолий Гнатюк-актер постепенно отходит на второй план...

-- В первую очередь, я актер. Работаю в лучшем театре страны, мои коллеги -- профессионалы с большой буквы; ролями вполне могу гордиться: Бегемот в "Мастере и Маргарите", Иван Барильченко в "Суете" Карпенко-Карого, Санчо Панса в "Дон-Кихоте", Тузенбах в "Трех сестрах". На "Трех сестрах" я впервые прочувствовал, что значит "Репетиция -- любовь моя"!

-- В театре актерам часто приходится петь, но не всякий осмелится выйти с песнями на эстраду -- конкуренция-то сумасшедшая.

-- На чужую славу, чужой кусок хлеба я не посягаю и отдаю себе отчет в том, что особенными голосовыми данными не отличаюсь. Но поющий актер тем и отличается от певца, что завораживает публику не только голосом -- он поет душой. Я стараюсь продолжать традиции классиков жанра: Марка Бернеса, Леонида Утесова, Вахтанга Кикабидзе, Андрея Миронова, Михаила Боярского. Петь я любил с детства, но когда брат посоветовал попробовать себя в качестве певца -- испугался. Сцены, как актер, я не боялся, но чтобы запеть!.. Как всегда, помог случай.

Лет пять я прожил в Германии, кем только не пришлось поработать: и водителем по доставке пиццы, и помощником шеф-повара в турецком ресторане. Пытался реализовать себя как актер, но немецкий менталитет не допускает чужестранцев в святая святых -- культуру. Чтобы получить работу, нужно не просто знать язык и быть профессионалом. Нужно быть одним из них! Приходилось идти на разные ухищрения: не забуду, как изображал человека "средней" нации -- смесь поляка с югославом. И ведь прошел отбор, как югослав! Играл четыре раза в неделю. Но сезонная работа закончилась, нужно было думать о хлебе насущном -- пришлось идти на улицу и песнями зарабатывать себе на жизнь. Маленький баян помог утвердиться в маленьком украинском баре. Проблема психологической боязни сцены разбилась о реалии немецкой повседневности.

КАК АНАТОЛИЙ ГНАТЮК НЕ УСПЕЛ К РАЗДАЧЕ ЛЕБЕДЕЙ

-- Наша мама очень хорошо поет, отец сам научился играть на трубе, на свадьбах был незаменимым музыкантом. Мама ревновала его к этому занятию, так что однажды даже спрятала трубу на "стріху", поставив вопрос ребром: или семья, или музыка.

Вспоминаю смешной случай из детства. Как-то ехали мы выступать в соседнее село (дети обычно разбавляли своими номерами художественной самодеятельности взрослые мероприятия). Я волновался до дрожи в коленках. Дети шушукались, что за выступление всем дадут в подарок игрушку -- пластмассового лебедя. Уже представлял себе, как буду хвастаться дома заработанным подарком. Так замечтался, что пропустил свой выход и к раздаче лебедей не успел -- получил в подарок карандаш. Было обидно до слез. Урок вынес на всю жизнь: кому-то лебедя, а кому-то банальный простой карандаш.

-- Вы окончили музыкальную школу по классу баяна, старший брат в это время начинал карьеру певца. Логично было предположить, что и вы пойдете по его стопам

-- У нас с Николаем большая разница в возрасте -- двенадцать лет. Я очень гордился братом и во всем хотел ему подражать. Но... по приезде в Киев первым делом записался в драмкружок -- все-таки меня больше тянуло к драматическому искусству.

Знаете, когда впервые появилась фурорная "Червона Рута", я в самых смелых мечтах представлял себя на сцене и во всю мощь, стоя у печки, на всю хату выводил рулады. Потом мечтал быть киноактером, как Марчелло Мастроянни и Жан-Поль Бельмондо. Даже тайком приходил на студию имени Довженко, воображая: вот сейчас откроются двери, выскочит взволнованный режиссер и, увидев меня, вскрикнет: "Все, снимаем, этот типаж я долго искал. Главный герой найден!" Поэтому с выбором вуза особых проблем не было -- только театральный институт.

ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ СОСТОИТ ИЗ БЕЗРАССУДНЫХ ПОСТУПКОВ

-- С 1985 года имею честь служить в театре имени Ивана Франко. Были периоды, когда занялся эстрадой, потом уехал в Германию. Одна из веских причин моего возвращения была не просто ностальгия, как ни банально это сейчас звучит, но и осознание того, что где-то, за тысячи километров отсюда, мои друзья и коллеги играют на сцене, собирают стадионы, творят, созидают, а вся моя жизнь так и пройдет на чужой земле, в "мышиной возне". Иногда накрывала такая волна отчаянья, что хотелось завыть... В Германии я остался, поддавшись импульсу, а возвращение было вполне осознанным, продуманным шагом.

-- Известная фамилия вам помогала?

-- Честно признаюсь, иногда пользовался этим. Но одновременно прочувствовал на себе все "минусы". Не хотелось быть всего лишь братом Николая Гнатюка, здоровое тщеславие подхлестывало самому встать на ноги. Отдавал себе отчет, что кому-то плохая игра сойдет с рук, а мне -- никогда.

-- Какой образ способен вас полностью раскрыть?

-- Это, пожалуй, двойной образ -- Арлекин и Пьеро одновременно.

-- Что в вашем характере вас не устраивает?

-- Либеральность. Мне не всегда удается настоять на своем. Нет во мне ни неудержимой бунтарской силы, ни расчетливости. Живу интуицией, мне сложно просчитать человека, лабиринты умственного анализа не по мне. Меня достаточно легко обмануть.

-- Вы способны на безрассудный поступок?

-- Моя жизнь сплошь состоит из них. По гороскопу я Близнец, поэтому могу быть серьезным, ответственным "деловым вулканом", а иногда -- беззащитным, пассивным, грустным. По сути я путешественник, легкий на подъем, быстро срывающийся с места. С годами начал ценить то, что подарено Судьбой, -- семью, друзей, работу. Но авантюризм, как чертик, иногда просыпается и буквально заставляет перевернуть жизнь -- неудержимо тянет закинуть котомку за плечи и пойти за горизонт.