Выпуск газеты Сегодня №164 (419) за 04.09.99
"ХОРОШО ДРУЖИТЬ С КОРОВОЙ, ОНА ИСКРЕННЯЯ И НЕ ОБМАНЕТ"
Мне казалось, что эти строки мог написать этакий толстячок-добрячок с мудрыми глазами. Каково же было мое удивление, когда вместо означенного выше персонажа увидел молодого парня со стрижкой "под ноль"!
"Может, ошибка вышла?" -- подумал я. "Юрий Никитинский", -- представился парень, протягивая руку. Нет никакой ошибки. Это он -- детский писатель, постоянный автор журналов "Малятко", "Барвінок", "Одноклассник".
-- Сколько общаешься, с детьми, не перестаешь удивляться. Вот один шестиклассник недавно "выдал" в сочинении: "Хорошо дружить с коровой, она искренняя и не обманет". Как по-твоему, что нужно, чтобы писать для такого необычного читателя? Может, особую способность видеть мир по-другому?
-- Другими словами, для тебя в писательстве главное...
-- ...чтобы все устраивало меня. Чтобы мне самому было весело или грустно. Если что-то написанное меня раздражает, то, скорее всего, этого никто не увидит.
-- Но ведь писательство -- это еще и диалог с читателем. Какова реакция детей и взрослых на твои произведения?
-- Детскую реакцию мы проверяли лишь однажды, когда в "Барвинке" вышла моя сказка "Где летует пингвин". Тогда Анатолий Костецкий, член редколлегии журнала, решил собрать почту с отзывами на "Пингвина" -- получилась огромная папка бодрых писем. Что же касается взрослых, то, как правило, это редакторы. Я сейчас не буду говорить о журналах, поскольку в них меня все-таки печатают и я нахожу общий язык с тамошними редакторами. А насчет книжных издательств... Во-первых, их в Украине можно по пальцам пересчитать, а во-вторых, в некоторых не один десяток лет сидят люди, откровенно говоря, не очень разбирающиеся в детской литературе. Главный критерий для них -- "моему внуку не понравилось". Но внуки бывают разные! А редакторских воспитывают, как правило, сами редакторы.
Эти люди знакомы в лучшем случае лишь, скажем, с творчеством Агнии Барто. Они просто не имеют права работать в издательстве! Ведь даже понятия не имеют о журналах "Чиж" и "Еж", где в 30-е годы работали упомянутые Хармс и Олейников, давшие толчок к появлению новой волны в детской литературе. В России и сейчас есть детские писатели новой волны, а у нас -- болото.
-- Что, скажешь, совсем таких нет?
-- Не скажу! Я бы отметил Романа Кухарука, который пишет не только для детей, Лесю Воронину с ее повестями про суперагента Ноль-Ноль-Ноль, ну и, без ложной скромности, себя. Вот, пожалуй, и все. Возможно, есть и другие, но их не печатают. Посмотрите на журнальный и книжный рынок. Два-три детских журнала, в которых без устали печатают классику, плюс один-два, издаваемые графоманами.
-- Возможно, самим писателям следовало бы озаботиться собственной раскруткой?
-- Ну не каждый писатель еще и деловой человек. Я, например, не умею бегать по инстанциям, выбивать деньги и составлять бизнес-планы. А Рома Кухарук имеет свой издательский центр, где публикует не только свои вещи, но и коллег.
-- Не секрет, что нынешний рынок заполонили низкопробные произведения. В том числе и детских авторов. Что стало причиной появления такого количества пустопорожних детских детективов и фантастики?
-- Все та же неразборчивость издателей и популярность этих жанров. Но и в них попадаются достойные вещи. Например, одним из лучших детективщиков я считаю россиянина Валерия Роньшина.
-- И все же, книги каких писателей ты бы посоветовал нам покупать?
-- Кроме уже упомянутых, -- Льва Яковлева, Андрея Усачева, плюс уже известных Эдуарда Успенского, Юрия Энтина, Анатолия Костецкого, к сожалению, рано ушедшего из жизни Юрия Коваля. А всеми любимого Остера все и так, наверное, уже купили.
-- А как насчет твоих произведений? Насколько мне известно, пока что ты чаще издаешься, как написано в одном твоем же стихотворении,"тама, а не "здеся"?
-- Мои произведения ждут издателя. Вторая книжка вышла в России, и, наверное, на Россию и остается уповать. Потому что "здеся" реальных перспектив, увы, я не вижу.