1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №77 (332) за 27.04.99

САГА О МАЛЕНЬКОМ ВЕЛИКОМ НАРОДЕ

Аромат Европы мы ощутили уже в уютном салоне Боинга 737-500 авиакомпании "Estonian Air". Он исходил и от мягкого акцента на диво предупредительных стюардесс, угадывавших желание клиента прежде, чем оно вызревало в его душе, и от горячих блюд европейских национальных кухонь, предлагавшихся пассажирам, и, наконец, от шутливого тоста "терви секс" -- за здоровый секс -- ставшего чуть ли не основной фразой на эстонском на всю неделю пребывания в этой маленькой скандинавской стране. Именно так, ведь большинство эстонцев -- а они составляют две трети населения полуторамиллионной страны -- считает себя скорее скандинавами, нежели восточноевропейцами.

МНЕ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ

Маленькая делегация украинских журналистов благодаря горячему содействию г-на Тиита Мацулевича, посла Эстонской Республики в Украине, и радушию МИДа этой страны, летела знакомиться с опытом эстонских экономических реформ. Под крылом самолета проплывали отнюдь не бескрайние поля, с высоты птичьего полета напоминавшие лоскутное одеяло. Уж куда этим клочкам до наших тучных "ланів", однако... Не мы кормим эстонцев, а -- они подкармливают нас: в структуре украинского импорта в эту страну аграрный сектор и пищевая промышленность не превышают 10%, а здешний экспорт в Украину на 40% состоит из товаров упомянутой группы. Да и вообще, торговый баланс не в нашу пользу: в прошлом году Эстония вывезла в Украину товаров на 2,28 млрд. крон (DM1 -- 8 эст. крон), а обратно поступило всего на 0,7 млрд.

Как же получилось, что Украина, всегда гордившаяся своим богатством, так пасует перед скромным балтийским государством, у которого из природных ресурсов -- лишь малокалорийные сланцы (но за счет их использования на ТЭС страна с избытком обеспечена электроэнергией), торф, лес и холодное море? Думается, ответ лежит на поверхности: эстонцы изначально знали, какую страну хотят построить, и не сбивали с толку народ идиомами типа "социально ориентированная рыночная экономика" -- в которой сегодня единственной национальной идеей стало получение зарплаты. В Эстонии средства не перераспределяются через бюджет в пользу "приоритетных" отраслей, зато в полную силу работает механизм банкротства, а неприватизированными на сегодня остались лишь "Эстонский Телеком", железная дорога и "Эстонская Энергия" -- да и то процесс их разгосударствления уже пошел.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Да что далеко ходить: то же АО "Estonian Air", до конца 1995-го бывшее полностью государственным, в результате удачной приватизации на две трети стало собственностью двух крупных частных компаний. Такой шаг позволил авиалиниям крепко встать на ноги, обслуживать дюжину маршрутов по всей Европе, обновлять парк самолетов и привлекать к сотрудничеству новых инвесторов. Да, именно недвусмысленная "капитализация" Эстонии с ярко выраженным вектором движения на Запад (всего за несколько лет Россия из торгового партнера № 1 превратилась в третьего по значимости, уступив место Финляндии и Швеции) обеспечила ей мощный приток иностранных инвестиций. За шесть последних лет мировое сообщество инвестировало в каждого эстонца $1072, тогда как в россиянина -- $54, а в украинца -- $50. По этому показателю Эстония среди бывших постсоциалистических стран уступает лишь Венгрии, но двукратный рост инвестиций в прошлом году, особенно в банковский сектор, где шведский капитал отныне контролирует два крупнейших банка -- "Хансапанк" и "Юхиспанк" -- дают основания надеяться на первенство.

С недавних пор внешняя торговля стала для Эстонии приоритетным направлением развития. Ее объем на сегодня достиг 156% к валовому внутреннему продукту, и по этому показателю бывшая советская республика уступает лишь Сингапуру. А Таллиннский порт, во времена СССР искусственно изолированный от прибыльных морских перевозок, за годы независимости на порядок увеличил перевозки грузов и пассажиров, став в балтийском регионе вторым по значимости -- после Вентспилского. Белую зависть испытали мы, узнав, что с недавних пор не только лес и торф вывозит Эстония, но и высокотехнологичную продукцию с торговой маркой "Нокиа", "Эрикссон", "Филипс", чьи предприятия сегодня дают работу тысячам людей.

Кстати, иностранный капитал стремится сюда не только по причине сравнительно дешевой рабочей силы (средняя зарплата по стране в пересчете "зеленые" -- $310, пенсия -- около $100, и они регулярно выплачиваются), но и благодаря довольно низким налогам: НДС -- 18%, для юридических для физических лиц налог на прибыль составляет 26%. И все...

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО "КАЛЕВ"

Уже за квартал от кондфабрики "Калев" текли слюнки от запаха горячего шоколада, растворенного в прохладном весеннем воздухе. Мы шли на экскурсию сюда с особым энтузиазмом -- и не пожалели. Основанное почти два века назад, в 1806 году, крупнейшее в Прибалтике предприятие -- производитель сластей знало и взлеты, и падения. Не обходилось в его истории и без курьезов: в 1968 году академик Петровский запретил налаженное здесь производство жевательной резинки, употребление которой сочли аморальным и "буржуазным". Жевачку выпускали крохотными партиями специально для космонавтов (санация ротовой полости на орбите с помощью зубной пасты невозможна), и знаменитый космонавт Гречко, экипировавшись чемоданчиком, лично получал здесь "стратегический продукт".

А еще с тех времен необычайную известность получили здешние конфеты "Лакомство", горячо любимые супругой Л. Брежнева. Каждый визит к "самой" прибалтийского гостя для вящей убедительности подкреплялся коробочкой "Лакомства", и сегодня производимого на "Калеве". Но в экскурсии по цехам меня больше всего поразило три момента. Во-первых, тут на каждом углу можно услышать украинскую речь: этнических украинок, давно осевших в Эстонии, на "Калеве" работает множество; во-вторых, некоторые сласти, чье изготовление требует особой тщательности, здесь делают вручную -- в итоге, у них больше медалей с международных выставок, чем орденов у генсека-"бровеносца"; и, в-третьих, здешняя продукция не содержит искусственных консервантов, а потому полезна и сосункам, и старикам.

Прошлый год, по словам генерального директора "Калева" Тыниса Аллика, был тяжелым испытанием для фабрики: российский кризис, распространившийся и на Украину, ударил по покупательской способности населения, а соответственно -- и по экспорту "Калева" в эти страны. Результатом девальвации рубля и гривни стали прямые убытки таллиннских кондитеров: только в Украине они в 98-м потеряли DM1 млн., а общий убыток составил 70 млн. крон, при том что годом раньше была получена 30-миллионная прибыль. И можно только позавидовать настойчивости и стратегическому мышлению калевцев, не только не намеренных сворачивать свое присутствие в Украине, но и прорабатывающих новые проекты, в частности, сотрудничества с запорожскими кондитерами. Действительно, если их продукцию здесь помнят и любят -- значит, надо искать новые пути сотрудничества.

Может, в этом и состоит наше главное отличие от "горячих эстонских парней": они точно знают, чего хотят, и не жалеют сил для достижения цели?