1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №201 (204) за 20.10.98

ДОЛГИ ВАШИ ТЯЖКИЕ...

Кривбасс всю жизнь считался "особым районом".

С одной стороны, земля -- как полная таблица Менделеева, то есть богатств природных -- немеряно... С другой -- извлекая из недр всю эту "таблицу", экспериментировать в регионе начали, так сказать, еще на заре Советской власти. А спустя энное количество десятилетий эксперименты аукнулись подтоплениями, подземными пустотами, провалами, обвалами. А уж про воздух, насыщенный все той же таблицей Менделеева, -- и говорить не стану, и так все очевидно...

Но и это еще не все, поскольку есть и третья сторона "медали": то, что некогда называлось "человеческим фактором". А проще говоря -- люди, лишившиеся работы из-за закрытых рудников, остановленных гигантских предприятий -- предмета гордости всего экс-Союза...

Проблемы Кривбасса, как и подавляющего большинства других областей и районов, знакомы: нет денег, нет зарплаты, нет работы... Впрочем, здесь эти проблемы еще острее, поскольку регион-то специфический.

ГИГАНТ НА ПОЛПРОЦЕНТА

Двухдневная рабочая поездка премьер-министра Украины Валерия Пустовойтенко началась с Кривого Рога.

От аэропорта до "Криворожстали" ехать почти час -- через весь город. Зампредисполкома по дороге тезисно изложил делегации самые что ни на есть болевые точки города, попутно показав (для тех, кто в городе впервые) некоторые весьма характерные для Кривбасса бывшие "стройки века".

-- Вот крупнейшая в мире шерстепрядильная фабрика... Задумывалось, что выпускать она будет 10 тысяч тонн пряжи в год.

Фабрика выдохлась еще при Союзе, так и не выпустив обещанного. Во всяком случае все, что она смогла выжать из себя, например, в этом году, -- 120 тонн. И что толку? Товар лежит на складе... Никто не хочет брать криворожскую шерсть. Только моль в восторге от такого обилия шерстяной продукции.

...Судьба гигантов (не только фабрики, но и, в принципе, всех без исключения предприятий подобного калибра) -- типична. Загружены они максимум на три процента. А как показывает практика, -- и того меньше.

И до жизни такой дошли приблизительно по одной схеме: аренда, потеря управляемости, разграбление и крах...

-- Дрались за то, чтобы стать арендными, -- вздохнул в микрофон зампред. -- А кончилось тем, что нынче все акционеры этого предприятия дома сидят со своими акциями, цена которым -- копейка в базарный день.

"ПО ВЫПЛАВКЕ СТАЛИ..."

Ну, кто из нас не помнит пресловутую, ставшую поводом для анекдотов фразу -- типа того что: "Зато по выплавке чугуна и стали на душу населения..."?

Наверное, так оно и было. И, скорее всего, те, кто выплавлял эту самую сталь в Кривбассе, получали по меркам советского пространства за свой каторжный труд соответствующую мзду -- в виде квартиры и хорошей зарплаты, позволявшей, как некогда и шахтерам, раз в году на крымских курортах шиковать "по-крупному".

Нынче -- сами понимаете -- времена не те. Зарплату давным-давно не платят... Рабочие "Криворожстали" делились бедами: жить не на что, картошка да капуста с грядки -- вот и все меню...

О квартирных ордерах для простого смертного здесь уже и не мечтают, потому как не строятся предприятиями метры жилья. Нет денег. Сумасшедшие задолженности перед бюджетом, пенсионным, Чернобыльским фондом и т.д.

И это еще не все.

Самая мощная печь на "Криворожстали" дает два миллиона тонн чугуна. Но вот чтобы эта печь работала, в прошлом году генеральный директор рискнул взять у Нацбанка кредит на ремонт производства.

-- Тогда ставка была 18 процентов. Взял кредит, сделали ремонт... 27 суток безвылазно на площадке... Фактически все своими силами ремонтировали, -- рассказывает генеральный. -- Это ж когда-то чуть ли не весь Союз участвовал в таком ремонте ... Даже представители Политбюро приезжали на "Криворожсталь" для оперативного решения вопросов... Вот, сделали... Печь работает. Но кредиты же отдавать надо! А ставка Нацбанка увеличилась... И вот теперь я имею проблемы, из которых пока не знаю, как и выйти.

ТРАМВАЙ, ОН ЖЕ МЕТРО

Головная боль Кривбасса -- транспорт. Строились массивы исключительно под конкретное предприятие. Остановился цех -- все, пять тысяч душ без работы. А если учесть, что к другому -- теоретическому месту службы -- если таковое найдется -- добираться минимум часа три, через весь город, то... Замкнутый круг получается.

...Единственный выход в Кривом Роге -- это скоростной трамвай. Почти что метро. Уже построили 12 километров, но это только первая очередь, только часть города "охвачена".

Конечно, метро по всем правилам -- это выход. Но для городов такого статуса, как Кривой Рог, метро предусмотрено не было. По ГОСТам -- нельзя. Не положено.

-- Вот и решили строить скоростной трамвай, но -- по меркам метро. Надеялись, что когда-то норматив отменят и можно будет запустить метрополитен. Даже платформы трамвайных станций рассчитаны на шесть вагонов поезда метро.

Так что мешает строить дальше? Харьковские специалисты вроде бы все спроектировали на бумаге: не трамвайные пути, а космодром...

Увы, причина проста и печальна: деньги. Нужно 75 миллионов, чтобы закончить следующие 12 километров...

МЭРА ОТПРАВИЛИ В КОМАНДИРОВКУ

Оперативное совещание по всевозможным проблемам Кривого Рога закончилось предложением премьера: главу исполнительной власти командировать в Киев, чтобы там на месте -- дней за десять -- отработать со специалистами оптимальное решение: как вывести город из полного кризиса.

-- ...Закрываются шахты, которые добывали бедную руду. Закрываются, потому что себестоимость этой продукции не может уже конкурировать с рудой, добытой из карьера. Она, как минимум, в два с половиной раза дороже, -- констатировал мэр во время совещания. -- Но закрытые шахты -- это еще и опасность для экологии Кривбасса. Под городом большое количество пустот. А если не откачивать шахтные воды, все закончится затоплением по региону.