1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №223 (226) за 20.11.98

ХАККИНЕНА ПЕРВАЯ ДОЗА -- "ГОЛУБАЯ РОЗА"

Небольшой Уокинг знаменит тем, что там находится резиденция британской команды "Формулы-1" "West-Макларен-Мерседес". Победным дублем в этом сезоне -- Кубок конструкторов и чемпионство Хаккинена -- город заслужил народное гуляние. В воскресенье в час пополудни Мика выведет свой серебристый болид за ворота "маклареновского" завода и тихо-тихо покатит к центральной площади Уокинга. Сквозь орущую толпу, фейерверки... А пока побеседуем с чемпионом о всяком-разном.

-- Рядом с офисом вашего отца в Кеймоле была гоночная трасса. Маленький Мика Хаккинен, наверное, пропадал там?

-- О, да! До сих пор помню каждый ее поворот. Гонялись с друзьями на картах. Сначала на щелбаны, а чуть подросли -- на карманные деньги. Было весело! Кто выигрывал, обычно угощал всех чипсами, или мороженым, или все шли в кино.

-- И кому же обычно выпадало угощать?

-- Догадываетесь, да? Все правильно: мне или Сами Пенсала. Он мой хороший товарищ, ровесник. У Сами были неплохие перспективы в гонках, но мне повезло найти спонсоров, а ему нет.

-- Вы спонсоров легко нашли?

-- Мне в этом помогли родители. Но не думаю, что нам было легче, чем другим. Просто родители втолковывали правило: если спонсоры хорошо заботятся о тебе -- ты заботишься о них. Они -- наше оружие, наш источник энергопитания. Хотя сейчас они для меня уже больше, чем просто спонсоры, скорее -- друзья.

-- А родители много помогали?

-- Очень. Без их поддержки я бы никогда не добрался до титула чемпиона мира. С первых шагов в автоспорте, да и в любом спорте -- легкой атлетике, теннисе -- очень важно чувствовать, что семья с тобой.

-- Вы сейчас сотрудничаете с первым финским чемпионом "Формулы-1".

-- Кеке Росберг консультирует меня в пилотировании, настройке болида, каких-то личных вопросах -- короче, во всех областях, где появляются проблемы. Он мой менеджер, и его советы с каждым днем все значимее. У него-то уже есть опыт протаптывания этой тернистой тропинки.

-- Мика, с какой командой вы подписали свой первый контракт?

-- Она называлась "Голубая роза". Это было в начале 80-х, в каком году точно, извините, не помню. Полностью финская команда, принадлежащая компании GWS. В ней работало, наверное, раз в тридцать меньше людей, чем сейчас в "Макларене".

-- До того, как вы решили стать профессиональным гонщиком, чем собирались зарабатывать на жизнь?

-- По правде, я не думал серьезно о карьере гонщика. Это было мечтой... Но и на что-то иное особо не настраивался. Не люблю заглядывать даже в ближайшее будущее. Хотелось делать что-то такое скоростное, что-то настоящее, особенное... Ну, вы понимаете...

-- Вы частенько упоминаете гонку в Макао 1990 года. Что там произошло?

-- Это был заключительный этап чемпионата в классе "Формула-3". Чтобы выиграть титул, мне достаточно было добраться до финиша на любом зачетном месте. До последнего круга я лидировал. А когда до финиша оставались метры, шедший вторым Шумахер сделал попытку обгона, я не уступил -- и мы оба оказались на обочине... Титул "уплыл" к другому... Это научило меня быть терпеливым. Сезон в "Формуле-1" длинный -- шестнадцать или даже семнадцать Гран-при. Конечно, это зависит от ситуации, но часто не столь важно, выиграешь ты или придешь вторым. Та гонка в Макао заставила меня понять, что победа дается не после первого поворота.

-- Макао для вас -- самый досадный момент карьеры?

-- Пожалуй. Была еще авария в Аделаиде в 95-м, но то момент не досадный, а кошмарный. Врезался в бетонное ограждение, кровь, на вертолете в госпиталь... А депрессия после Макао прошла быстро. В тот же день мне позвонил Росберг и попросил, чтобы, когда вернусь в Финляндию, зашел к нему. Мол, есть серьезнейший разговор. Я зашел, и Росберг говорит: "Лучше присядь... В следующем году ты будешь пилотировать в "Формуле-1". Вот это был шок, вот это сюрприз! Уже в 91-м я водил "Лотус".

-- А в 98-м на "Макларене" выиграли титул чемпиона. В таком соперничестве, в последней гонке... Мика, как на духу: что думаете о Шумахере?

-- Он очень хороший пилот. А как человек... Я с ним не так близко знаком. Об этом лучше спросить у его жены Корины...

А зачем нам Корина, мы лучше зададим вопрос жене Хаккинена Эрьи.

-- Вы сыграли свадьбу полгода назад. Мика доволен семейной жизнью?

-- Полгода -- это не срок. Рано пока об этом.

-- Эрья, все знают вашего мужа как человека космического спокойствия. Неужели он и в семье такой?

-- Как и каждый из нас, Мика эмоциональный человек. Но он не любит делиться своими обидами с окружающими. Предпочитает уединиться и сам в себе разобраться. И это у него быстро получается!

-- Победа в чемпионате много для него значила?

-- Он заслужил ее. Сконцентрировался, весь сезон "пахал" как проклятый, и на такую же самоотдачу воодушевил команду.