1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №3 (258) за 11.01.99

НАМ ГРОЗИТ "МОСТОВАЯ ЛИХОРАДКА"?

Только представьте: Украина раскололась на две половинки -- Левобережную и Правобережную. И граница, что пролегла между половинками, Днепр, -- непреодолима. Правда, похоже на сценарий фантастического триллера? И тем не менее, через какой-нибудь десяток лет этот сюжет может стать реальностью. Если мы немедленно не займемся проблемой мостов.

Днепропетровскому двухъярусному мосту, что значится в документах под №1 и располагается в самом центре города, не везло всегда. Построили его в конце прошлого века. В гражданскую, говорят, его не очень аккуратно "брал" батька Махно. Дело довершили немцы, взорвавшие мост при отступлении. Но самое грустное не в этом. С 1955 года, когда мост был восстановлен, он видел все, кроме ремонта.

Собственно, ремонты мостов должны проводиться по крайней мере два раза в год -- перед зимой и после. Однако на текущие ремонты основных мостов Днепропетровска городской бюджет выделяет 400 тыс. грн. в год при норме в 4,8 млн. О капитальном ремонте и речи не идет. Но, исходя из нормативов, давно пора шевелиться. Пролетные строения положено ремонтировать через 50--60 лет (то есть, срок уже подходит), менять изношенные элементы металлических строений надо через каждые 25--30 лет, опоры нужно было ремонтировать в 1995 году. Но это -- по научно обоснованным нормам. А значит -- в идеале.

В реальности все намного сложнее. "Мы сейчас не можем сказать, рухнет ли мост или еще долго простоит, -- говорит директор предприятия "Днепроавтомост" Виктор Колесник. -- Только на комплексное обследование моста нужно полтора миллиона гривен. В эту сумму входит обследование и разработка ремонтного проекта. Без этого мы ничего определенного сказать не можем". Впрочем, и без комплексного анализа понятно, что мост в плачевном состоянии. В справке, подготовленной проектно-изыскательским институтом "Днепрогипротранс", значится, что 352 из более чем двух тысяч железобетонных плит этого моста имеют дефекты. В более чем ста поперечных балках -- трещины длиной до восьми сантиметров и шириной в миллиметр. Грузоподъемность автопроезда (верхнего этажа) сократилась по отношению к проектной на восемь процентов. С железнодорожной частью моста дело обстоит получше, но железнодорожники на всякий случай установили в определенных местах специальные лотки -- чтобы не пострадала контактная сеть или поезд, ежели что сверху, с автомобильного этажа, обрушится.

Схожее положение на большинстве здешних мостов, а их в Днепропетровске более сотни. Тот же "Днепрогипротранс" предложил запретить движение транспорта под мостом №2 -- основной транспортной магистралью, которая связывает два берега в районе Днепропетровска в связи с "возможным обрушиванием крайних балок". Но транспорт идет под путепроводом и теперь. Более того, предприимчивые бизнесмены открыли как раз под ним... автозаправочную станцию. АЗС под аварийным путепроводом вызывает у горожан нервно-истерический смех. Но стоит!

Что же делать? Ремонт только моста №1 обойдется в 118 млн. гривен. Для сравнения: весь городской бюджет Днепропетровска в этом году составил 265 миллионов. Плюс расходы на реорганизацию транспортных потоков, строительство трамвайного депо на левом берегу, челночную электричку... Все это -- как минимум на год. Городской бюджет этот проект, естественно, не потянет. Не пройдут и коммерческие варианты. Было предложение брать плату за проезд через мост -- мол, на Западе это нормальная практика. Но искомая цифра все равно не получается. В сутки через мост проходит 8--10 тысяч машин. И если брать за проезд по мосту 50 копеек (что очень много), выйдет около полутора миллионов гривен в год. Иными словами, пошлиной на ремонт моста есть шанс заработать лет через сто!

На привлечение инвестиций надежда тоже слабая. Кроме того, законодательной процедуры приватизации или хотя бы аренды мостов не существует, и бизнесмены тоже не шевелятся в этом направлении. Сегодня закрыт небольшой Самарский мост в пригороде, на ремонт которого нужно "всего" 12 миллионов. И никто пока не изъявил желания его профинансировать, даже не выдвинул своих условий...

Проекты единовременного налога с водителей автотранспорта даже не рассматриваются. В городе около 500 тысяч транспортных средств, так что только на ремонт моста № 1 с каждого пришлось бы "скачать" более чем по 200 грн. Редкий водитель безропотно пойдет на такие поборы. А вот местный налог на проезд иногороднего транспорта через территорию Днепропетровска и рады бы ввести, да закон не позволяет. В списке местных налогов, определенных постановлением Кабмина пятилетней давности, такой вид местного сбора не значится. Зато у города есть принципиальное право взимать "курортный сбор". Заменить же один на другой -- нельзя. Днепропетровск сделал предложение реформировать законодательство о местных налогах, но в коридорах власти на Печерских холмах они лежат уже без малого год.

Выходит, остается лишь один выход -- надеяться на госбюджет. Вице-мэр Днепропетровска Николай Палий неоднократно ездил по "мостовому вопросу" в Киев, где беседовал с первыми лицами страны, но дальше принципиального согласия дело пока что не идет.

"Самое грустное в том, -- говорит Виктор Колесник, -- что это проблема не только Днепропетровска, а и всей Украины. Большинство мостов в нашей стране -- почти ровесники. И если сегодня не взяться их ремонтировать или хотя бы исследовать, то вскоре они могут начать рушиться. Примерно в одно и то же время".

Средства на ремонт мостов в госбюджете значатся в строке "благоустройство". Эта статья -- из тех, что при секвестировании попадают "под нож" первыми. В конце концов, деньги на ремонт мостов выделять придется. Но лучше уж за счет "благоустройства", чем из Резервного фонда Кабмина, через который, как известно, гасятся убытки от разного рода чрезвычайных ситуаций.