1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №157 (412) за 26.08.99

ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ ВЗЯТОК, ИЛИ "РЕНЕССАНС" ПО-ОДЕССКИ

С 1 января 2000 года в Одессе повеет ветер экономических перемен: согласно указу Президента, здесь заработает свободная экономическая зона (СЭЗ) под историческим названием "Порто-франко" (франко означает "свобода". -- Ред.). Дело в том, что такая зона уже существовала в Южной Пальмире -- еще во времена герцогов Ришелье и Ланжерона с 1819 по 1858 годы. Тогда это дало могучий толчок развитию внешнеторгового оборота, который с 5,8 млн. рублей в 1822 году вырос до 37,6 млн. рублей в 1858, что позволило Одессе стать значительным торговым центром на юге России.

С сегодняшним возрождением "Порто-франко" (сроком на 25 лет и пока лишь на территории Карантинного мола площадью 32,5 гектара) тоже связываются немалые надежды. Поделиться своими мыслями по поводу создания, а вернее, возобновления, одной из наиболее перспективных СЭЗ -- одесской -- мы попросили заместителя одесской облгосадминистрации, директора Одесского института проблем рынка и экономико-экологических исследований АН Украины Бориса Буркинского.


-- Борис Владимирович, идея одесской "зоны" циркулирует по высоким кабинетам вот уже 10 лет. Почему это "дитя" так долго рождается?

-- Уж больно много шума было: "Одесса, дескать, хочет отгородиться от всех колючей проволокой". Мы же как специалисты давно настаивали на необходимости нетрадиционных методов выхода из кризиса. К примеру, не все знают, что зоны свободной торговли существуют даже в развитых капиталистических странах: США, Англии, Германии. Мы изучили их опыт и предложили концепцию развития СЭЗ в целом по Украине. Сегодня у нас есть все основания утверждать, что "Порто-франко" -- это целесообразно, выгодно, эффективно. А наработав опыт в одной зоне, можно создавать следующую. Претендентов хватает: Керчь, Мариуполь, Феодосия, Николаев.


-- Почему под СЭЗ был выбран именно порт?

-- Порт -- классическая форма "Порто-франко", это мировая практика. И потом, здесь ничего не надо вкладывать -- $15 млн. порт уже вложил сам. Вся необходимая инфраструктура создана: ни электроэнергию не надо тянуть, ни железнодорожную ветку. Единственное -- это возведение ограждения зоны в соответствии с требованиями таможенного комитета. А здесь нам помогает сама природа: Карантинный мол выходит в море и со всех сторон окружен водой. Эстакада построена так, что фактически ограждает его, остается сделать лишь несколько десятков метров ограждений и контрольно-пропускной пункт, необходимый для таможенного и пограничного контроля.

-- По имеющейся информации, уже сегодня у "Порто-франко" намечается достаточное количество инвесторов.$

-- Судите сами. По правилам СЭЗ, от налогообложения освобождается прибыль, полученная субъектом от реализации инвестиционного проекта сметной стоимостью не менее $1 млн. сроком на три года. А с четвертого по шестой год прибыль облагается налогом по ставке 50%. Причем все поступления в иностранной валюте от реализации субъектами продукции, товаров, работ или услуг, выполненных в пределах зоны, освобождаются от обязательной продажи. Немаловажно и то, что не подлежат налогообложению средства, материальные ценности и активы, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена законами страны-инвестора или международными торговыми нормами, включая авторские права и так далее. Ну и наконец, стоимость перевозки любых грузов через "свободный" порт уменьшается ровно на сумму установленных льгот.

-- Значит, инвесторы будут чувствовать себя в "зоне", как рыба в воде?

-- Да, но только добросовестные. Ведь к инвесторам тоже надо относиться осторожно. Во-первых, нельзя делать то, что запрещено законами Украины. Во-вторых, "зону" надо использовать с максимальной выгодой для державы. Чтобы драгоценная территория не загружалась неэффективным производством, должны быть определены критерии эффективности инвестиций. И в первую очередь -- максимальная отдача буквально с каждого квадратного метра, причем обязательно с соблюдением экологических требований. К примеру, вы просите территорию в 5 га. Согласно требованиям, вы должны обеспечить с каждого квадратного метра, условно, 1 гривню. Будет -- пускаем, нет -- до свидания. Если докажете, что сможете получать не 1, а 10 гривен, -- тем более, пожалуйста, работайте, в казну города, страны пойдут большие отчисления.

Приходилось слышать о намерении разместить там, скажем, элеватор. А смысл? Груз пришел сюда -- плати налоги въездные, ушел -- плати выездные. Для этого не нужна безналоговая зона! Ведь главный смысл СЭЗ заключается в том, что если я вложил инвестиции на территории зоны, создал продукцию и вывез ее на реализацию, не пересекая границу Украины, тогда на меня распространяются льготы. Например, можно привезти контейнер чая, допустим, из Грузии. Здесь, в цехе по расфасовке, разложить его в пакеты, и уже в таком виде везти продавать куда угодно, не пересекая, по сути, границ Украины и, естественно, не оплачивая все "въездные" налоги. Не придется платить налог на прибыль, нет пресловутого НДС, таможенного налога. Хранить грузы в СЭЗ будет выгодно всем. Предпринимателям не придется платить сборы за заход судна, которые порой оказываются дороже стоимости контейнера. Налоги за хранение груза, естественно, остаются, тем быстрее будет собираться попутная партия, ускорится доставка груза и стоить все это будет дешевле. Так можно завоевывать рынок! Ну, чай, понятно, для примера.

-- Одесситы очень любят задавать свой сакраментальный вопрос: а что, собственно, я с этого буду иметь?

-- СЭЗ, как никакой другой вид межгосударственного сотрудничества, способствует развитию внешнеэкономических связей и привлечению инвестиций, причем не только в территорию зоны. Обязательно будут задействованы предприятия области и 22 местных банка. "Порто-франко" позволит развивать экспедиторские услуги, увеличивать грузообработку и транзитные потоки. И, наконец, СЭЗ станет составной частью европейских транспортных коридоров.

-- Как быстро, на ваш взгляд, можно ждать реальной отдачи?

-- Не берусь утверждать, что это слишком быстро изменит общую экономическую ситуацию. Но первые положительные результаты по росту грузооборота можно ожидать уже к концу 2000 года.

-- Если "Порто-франко" так хорош, почему царь спустя 38 лет все-таки закрыл эту зону?

-- Основная причина -- контрабанда.

-- А сейчас нет таких опасений?

-- Есть, конечно. Посмотрите сегодня на наш 7-й километр. Там что, нет контрабанды? Но ведь и без СЭЗ все знают, что "вся контрабанда делается на Малой Арнаутской". А буквально на днях меня спросили: ваша СЭЗ -- это что, взятка Одессе? На что я ответил: побольше бы таких взяток, и не только Одессе: глядишь, и стали бы на ноги.