1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №191 (194) за 06.10.98

ПЕСНЯ БУДЕТ СРЕДИ НАС

Все начиналось не совсем радужно. Конкурс им. В.Ивасюка в Черновцах четыре года назад стал своеобразной альтернативой "Червоній руті". Помнится, организаторы даже выясняли отношения по поводу музыкального логотипа. Потом начались проблемы иного рода -- соучредители пытались отобрать у Николая Мозгового не только заставку, но и сам конкурс.

Накануне организаторы -- Украинский театр песни и Благотворительный фонд им. Ивасюка -- узнали, что городские власти собираются проводить свой конкурс, посвященный 50-летию со дня рождения знаменитого земляка. Очевидно, поэтому в буклете огромными буквами написано: "Украинский художественный фонд им. В.Ивасюка имеет исключительные права на проведение Международного конкурса молодых исполнителей украинской эстрадной песни имени Владимира Ивасюка".

СЕНСАЦИИ И ОЦЕНКИ

И вот, все проблемы -- позади, организаторы и участники прибыли в Черновцы. К услугам конкурсантов -- лучшая гостиница города, "Черемош". Николай Петрович считает: должно быть максимально удобно и комфортно всем.

Первая сенсация -- присутствие на конкурсе Бориса Шарварко, с которым у г-на Мозгового отношения, как известно, отнюдь не однозначные. И тем не менее народный артист Украины -- один из членов компетентного жюри. Его оценка конкурса:

-- Ивасюк был первым в истории нашей современной украинской песни, эстафету подхватили София Ротару, Назарий Яремчук, Василий Зинкевич, а потом Николай Мозговой. Его песни "Краю мiй" и другие -- и есть современная украинская эстрада. А совсем не то, что делают сегодня фестивали "Червона рута" и "Таврийские игры". Это не наша музыка. А вот песню Ивасюка спой где угодно -- и все поймут, что это -- украинская песня. Перед отъездом в Черновцы я был у министра культуры и сказал ему: нужно, чтобы конкурс поддержало государство. По сути это национальный конкурс. И лучше Мозгового сегодня никто этого не делает.

Вы видели -- в зале театра много молодежи, которая подпевала участникам. И чего я не ожидал -- услышал несколько новых для себя имен. Это уже не перепевание, это действительно новые артисты, способные принимать участие в "Песенном вернисаже" и в других фестивалях.

Николай Мозговой, как всегда, был краток:

-- Что я могу сказать? Настроение -- как в стране, в которой каждое утро открываешь газету -- и не знаешь, что тебя ждет. По-прежнему никто нам не помогает, да я уже и не прошу. Если звание народного артиста получает какая-нибудь костюмерша Яна Табачника, то о чем можно говорить? Наш Президент играет на гитаре, но о проблемах артистов не знает. Жаль, что наши люди не могут пробиться в Верховную Раду, чтобы спросить: а как же культура? Если офицер может стать заслуженным артистом Украины, то почему Мозговой, который классно водит машину, не может быть заслуженным машиностроителем?

СЛУХИ И ПРОГНОЗЫ

Первое, что услышали журналисты, приехав на конкурс в Черновцы: все призовые места распределены, победит Марина Одольская, а дальше -- Лина Скачко, Олег Петрович и т.д.

Прослушивания начались в день Веры, Надежды и Любови. Те, кто вышел на сцену, оказались под их покровительством, хотя не всем это помогло. В театре -- аншлаг (вход был свободный). Услышав, что в жюри -- Александр Пономарев, девочки запищали и потом все время оглядывались на его ложу, не веря счастью увидеть кумира (он появился лишь в третьем туре).

Конкурс показал: одна из главных проблем наших молодежных форумов -- отсутствие хорошего музыкального вкуса, а также умения одеваться и держаться на сцене. По мнению стилиста Татьяны Бондаренко, все в артисте должно идти от характера, чтобы максимально передать энергетику песни.

Как ни странно, Владимир Ивасюк писал словно для нынешних молодых. Может, они не всегда чувствуют так же глубоко, но стараются передать эмоциональный настрой песни. Многие, конечно, так и не поняли, что лучше плохой оригинал, чем хорошая копия. Наши юные певцы стремятся быть похожими на старших коллег -- Ротару, Зинкевича, Яремчука... И только некоторые сохраняют индивидуальность.

"УТИНЫЕ ИСТОРИИ" И ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Почему-то на каждом конкурсе возникают какие-то закулисные интриги, темы неправильного подбора жюри, необъективного судейства, не говоря уже о "прописанных фонограммах"... Конкурс им. В.Ивасюка не стал исключением, и о том, что кое-кто из участников пел под "+", заговорили после первого же тура. Правда, авторам этих "мулек" было невдомек, что у этих кое-кого "плюсовок" просто нет. (Не успели записать.) Вслед первой полетели новые "утки": дескать, жюри не нравится Одольская, и ей не хотят присуждать Гран-при потому, что песни у нее слишком "заумные" и грустные... А тянут изо всех сил Аню Зотьеву, так как она всех обаяла. Странно, что эти абсолютно противоположные версии исходили практически из одного источника...

Поэтому трудно удержаться от нескольких советов начинающим конкурсантам: никогда не думай, что ты -- лучше всех; всегда верь в свои силы; никогда не пой новую песню (чтобы друзьям не пришлось держать ее текст за кулисами); никогда не слушай советов посторонних во время конкурса и сплетен после него, и главное -- всегда оставайся собой.

А президент Ассоциации эстрадных деятелей Виктор Герасимов считает:

-- Нельзя быть на сцене слишком драматичным и холодным, а главное -- перегружать публику. И песни должны быть разнообразными, чтобы певец раскрыл все грани своего таланта.

РЕЙТИНГ И ПРИЗЫ

Когда поползли слухи о распределенных наградах и отсутствии денежных премий, я решила опросить коллег -- как они распределили бы призовые места. Оказалось, что обобщенное мнение журналистов практически совпало с решением жюри: третье место было отдано Павлу Мрежуку (Житомир), к которому жюри "подверстало" Лину Скачко (у нас она была на порядок выше), на второе вышла Людмила Москаль, очаровавшая всех голосом типа Повалий, первое единогласно досталось Ане Зотьевой, просто потрясшей всех своим новым имиджем и покорившей уникальным тембром голоса. Гран-при -- долгожданный и выстраданный, к тому же честно заработанный -- у Марины Одольской. И это радует.