1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №137 (392) за 27.07.99

ОНА НЕ ЗАХОТЕЛА МЫТЬ КАСТРЮЛИ В ПАРИЖЕ

Наталья Аринбасарова, народная артистка СССР снялась в десятках фильмов. Некоторые из них ("Первый учитель", "У озера", "Транссибирский экспресс") отмечены очень престижными кинопремиями.

Но еще интересней, на мой взгляд, человеческая и женская судьба Аринбасаровой: ее мужьями были Андрон Кончаловский и Николай Двигубский -- очень яркие представители поколения.

Между прочим, и сегодня в свои ... с хвостиком она хороша собой, исключительно доброжелательна.

"ПРАВДУ ГОВОРИЛИ ПРО КИНОШНИКОВ: ЗАВЛЕКУТ И ОБМАНУТ"

-- Вы в 11 лет приехали в Москву и поступили в хореографическое училище. Сейчас, когда уже выросли собственные дети, не считаете, что ребенку не на пользу такая ранняя самостоятельность?

-- Это было очень трудно, но и полезно. Более того, это замечательно. Я всю жизнь благодарила судьбу, что в моей жизни это было -- возможность с ранних лет расти среди красоты, видеть на сцене и за кулисами звезд балета.

-- После училища вы практически не успели потанцевать на сцене Большого -- сразу ушли в кино. Никогда не жалели, что так и не сделали карьеры балерины?

-- Мне говорили, что я очень способная. Но, боюсь, что, даже не уйдя в кино, я бы не смогла танцевать. Дело в том, что поступая в училище, я сумела скрыть свой порок сердца. Но он был и вряд ли я смогла бы выдержать дальнейшие нагрузки.

-- Ваша карьера в кино началась с картины Андрея Кончаловского "Первый учитель". Впоследствии Андрей Сергеевич стал вашим мужем. Как вы вообще встретились?

-- В те годы было модно снимать в кино балерин. Из балета пришли в кино Люся Савельева, Наташа Богунова и другие. И вот к нам в училище пришел Андрон с ассистентом, чтобы найти девочку-казашку на главную роль. Ему очень понравилась одна девочка, и он велел ассистенту пригласить ее на собеседование. Но фамилию ее никто не записал. Когда звонили в училище, по телефону сказали:"Пригласите такую симпатичную девочку из Казахстана". Педагоги решили, что это я. Андрон потом мне рассказывал, что мое появление его очень удивило, однако виду он не подал. Я удачно прошла пробы, была утверждена и вдруг... он пропал. "Да, -- думаю, -- правильно мне говорили про киношников: завлекут и обманут".

-- А уже завлек к тому времени?

-- Да нет, тогда еще не завлекал. Но он мне сразу понравился -- умен, обаятелен. А потом он же Режиссер! Я в те годы была очень застенчива, но Андрон умел вызывать доверие и я сама не заметила, как еще в первые встречи ему все о себе рассказала. А потом, как я уже сказала, пропал. А позвонил месяцев через пять -- в июне. Я готовилась к диплому и, скажу честно, поначалу отказывалась ехать на съемки. Но Андрон был настойчив и я сдалась.

КОГДА Я ПРИЕХАЛА ВПЕРВЫЕ К МИХАЛКОВЫМ, ТО СВЕКРОВЬ ОБО МНЕ СКАЗАЛА: "НУ, АБСОЛЮТНЫЙ ГОГЕН!"

-- А роман с Андроном возник уже во время съемок?

-- Да, он влюбился и мы довольно скоро поженились.

-- А как приняли вас в семье Михалковых?

-- Очень хорошо. Мама Андрона когда увидела меня впервые, удивленно произнесла: "Ну это абсолютный Гоген!" После съемок (а они проходили в Алма-Ате) я вернулась в Москву на два дня раньше и мы со свекровью ходили по магазинам, покупали мне какую-то одежду. 31 декабря я встречала его в аэропорту в красной куртке с капюшоном, и он прошел мимо -- не узнал. Я очень дружила с его мамой: она любила чего-то шить, иногда шила мне. Помню, я даже под ее руководством сшила себе норковую шапку и горжетку.

-- Вы с Андреем Сергеевичем прожили вместе целых пять лет. Никогда не жалели об этом периоде своей жизни?

-- Ну как можно жалеть? Если бы не было этого периода -- не было бы и Егорушки.

-- Не сомневаюсь, что вы читали обе книги воспоминаний Кончаловского. Как вы думаете, хорошо ли, что он так откровенно рассказывает о своих отношениях с ныне здравствующими известными женщинами?

-- Нехорошо. Такие вещи можно писать либо об умерших людях, либо о женщинах очень преклонного возраста, когда воспоминания о былых похождениях им могут только польстить. Он пишет о знаменитых актрисах, которых любит зритель, у которых есть мужья. Уверена, что им это неприятно.

"АНДРОН К НИКИТЕ ОТНОСИЛСЯ ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕННО -- КАК К МЛАДШЕМУ БРАТУ"

-- Он всегда был склонен к эпатажу?


Такой она пришла в кино
-- Как все творческие люди. Но в "мой" период он был очень добрым, интеллигентным человеком -- никакого фанфаронства. Никита -- он немножко другой, он -- артист. Помню, я снималась в картине Никиты "Спокойный день в конце войны"... Так он должен был всех себе подчинить -- его должна была полюбить вся съемочная группа. У нас был самый сильный человек в группе -- водитель. Так Никита заставил его бороться на руках, чтобы доказать, что он сильнее. И победил. И, конечно, все были покорены.

-- Как в те годы Андрон относился к Никите?

-- Он был младшим братом -- и все. Конечно, Андрон любил Никиту, но несколько покровительственно к нему относился. Зато Никита его просто обожал: "Андрончик! Андрончик!".

-- У вас были неприятности, когда Андрон эмигрировал?

-- Представьте, были. Хотя мы уже к тому времени десять лет не жили вместе. Мне нужно было выехать на гастроли в Австралию, а меня не хотели выпускать. Такие были странные времена.

-- Ваш второй муж Николай Двигубский -- друг Андрея Кончаловского и очень известный художник. Он был художником нескольких фильмов Кончаловского ( "Дворянское гнездо", "Сибириада") и Тарковского ("Зеркало"). В свое время он покинул страну и уехал во Францию. Общаетесь с ним сейчас?

-- Конечно. Коля часто звонит -- даже по нескольку раз в день. Наверное, скучает. Я даже сержусь на него иногда: "Тебе ведь такие счета оплачивать!".

"ЛУЧШЕ МЫТЬ КАСТРЮЛИ В ПАРИЖЕ, ЧЕМ СНИМАТЬСЯ В ГОВЕННЫХ ФИЛЬМАХ НА "КАЗАХФИЛЬМЕ"

-- Судя по отзывам, Двигубский был очень мягким, уживчивым человеком. У вас был счастливый брак. Почему же вы расстались?

-- Художникам всегда здесь трудно жилось. А Коле, который приехал в Союз в молодом возрасте из Франции, советская жизнь была просто в тягость. Не работалось ему.

-- Вы просто не захотели с ним уезжать?

-- Не захотела. Я всегда считала, что человек должен рассчитывать в жизни, по большому счету, на себя. А на что я могла рассчитывать во Франции? Сниматься бы я там не могла... Меня даже Андрон уговаривал уехать в свое время. Я ему тогда сказала: "А что я там буду делать -- кастрюли мыть?", на что Кончаловский мне ответил: "Лучше мыть кастрюли в Париже, чем сниматься в говенных фильмах на "Казахфильме". Я сказала, что предпочитаю сниматься здесь и ездить на кинофестивали во Францию.

-- Не жалееете, что не уехали?

-- У меня еще была возможность уехать в Америку -- выиграла "грин - карту". Но я предпочла остаться. За границей (а я много бывала там) мне всегда было достаточно 10 дней.

-- Никогда не ревновали своих бывших мужей к женщинам -- женам и подругам, которые были после вас?

-- Да нет... (Смеется.) Скорее, я с ними даже дружила. Андрон, например, после нашего расставания женился на француженке Вивьен. Моя свекровь Наталья Петровна болезненно переживала факт нашего развода и однажды попросила меня с ней познакомиться: "Ты из-за нее не приезжаешь на дачу, а я по тебе скучаю". "Господи, -- говорю -- ну пусть приезжает ко мне, познакомимся". Она, действительно, вскоре приехала ко мне домой. Мы друг другу понравились и эти отношения переросли в дружбу. Интересная была Вивьен -- добрая, немножко матерщинница -- своеобразный характер.

-- А как вы думаете, почему Андрон не мог подолгу жить с одной женщиной?

-- Он такой человек, что должен был все время находится в состоянии влюбленности. Он придумывал себе что-то, влюблялся -- это было как допинг, а потом неизбежно наступали будни... Мне так всегда казалось. А теперь, с возрастом, я думаю, что у него есть какой-то комплекс.

-- Он боится старости?

-- Возможно, вы правы... Наталья Петровна, его мама, очень любила жизнь. Андрон тоже очень жизнелюбив.

-- Ваш общий сын Егор тоже режиссер. И пока не женат. Мечтаете о внуках?

-- Подруга у него есть, но жениться не хочет. А о внуках, конечно, мечтаю, уговариваю его ...Он очень дружен с отцом -- они часто встречаются, Андрон даже хотел, чтобы Егор с ним работал. Но сын предпочитает оставаться самостоятельным в творчестве. Между прочим, Егор дружит с дедом (известный детский писатель, автор стихов про "дядю Степу", а также советского гимна Сергей Михалков.-- Авт.) -- они закадычные дружбаны. (Хохочет.)

-- А как он отнесся к недавней женитьбе деда на женщине втрое моложе? (Особо противно повела себя российская пресса, которая на все лады обсасывала "неравный брак". -- Авт.)

-- Да нормально отнесся. Слава Богу, что женился. Во-первых, она приятная женщина. Во-вторых, я помню те времена, когда умерла Наталья Павловна и он был не женат: пришел к нам в гости, а у меня просто сердце сжалось -- какой-то заляпанный свитер, с палкой. А когда я ему в сумку положила домашней еды, он даже не позволил Егору ему помочь поднести пакет к машине -- все прижимал к себе. Мне так грустно было. А сейчас он прекрасно выглядит, ухожен, -- просто есть рядом человек, который любит его и заботится о нем. Это же замечательно. Никогда не смогу понять, почему журналисты с такой иронией отнеслись к этому браку. Каждый имеет право на любовь и счастье.

-- У вас есть также дочь?

-- Да, ей 24 года. Она тоже режиссер и тоже пока не замужем. Знаете, ведь нынешнее поколение -- другое, они не торопятся.

-- А нынешний, самый длительный брак с режиссером Эльдором Уразбаевым ("Транссибирский экспресс", "Визит к Минотавру" и др.-- Авт.) без сомнения, самый благополучный? Вы счастливы?

-- В общем, да. Хотя, если бы все вернуть, кое-что в своей жизни я бы все же изменила. Например, занялась бы музыкой, обязательно выучила бы несколько языков... А главное, научилась бы какому-нибудь ремеслу. Так приятно и полезно уметь делать что-то руками -- расписывать вазы, панно, еще что-нибудь. А больше и жалеть не о чем. Сейчас вот одно московское издательство заказало мне книгу воспоминаний -- цикл называется "о времени и о себе". Уже вышли книги Смоктуновского, Левы Дурова, Леночки Прокловой.

-- Напишете?

-- Я целый год не давала согласия. Но муж мне сказал: "Сейчас, может, и рано, но потом может быть поздно." Поэтому я уже начала диктовать, а дочь моя Катя записывает. Я хитро поступила: у молодых есть необходимая ирония и, надеюсь, Катя внесет ее в мои воспоминания.