Выпуск газеты Сегодня №137 (140) за 21.07.98
ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА
Естественно, возникает вопрос, почему нас лишают возможности за свои же деньги получить страховую защиту. Ответ лежит на поверхности. Несколько лет назад был принят Закон Украины "О страховании", где введена следующая норма: если организация намерена заниматься страхованием жизни, то она в дальнейшем может практиковать только этот вид страхования -- и больше никакого. Но мировая практика свидетельствует, что на этом рынке может успешно работать только страховщик, накапливающий значительные резервы за счет рисковых видов страхования. В ином случае практиковать страхование жизни нецелесообразно: компания будет работать себе в убыток.
Как видим, тут мы решили пойти своим путем, который уже привел в тупик, и вольно-невольно расчищаем дорогу на отечественный рынок ведущим иностранным страховым компаниям, специализирующимся и на страховании жизни: они имеют значительные финансовые резервы для этого. Не исключено, что свой же рынок вскоре станет закрытым для украинских страховщиков. Монополизм же иностранцев приведет к значительному сокращению инвестиционных возможностей наших страховых организаций. Ведь страхование жизни является долгосрочным привлечением взносов клиентов.
Но еще больше не повезло многим из нас, особенно "безлошадным" гражданам, с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое официально введено в Украине с 1 января 1997 г. По словам генерального директора Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Ивана Гуминского, к настоящему времени продано только 2,5 млн. страховых полисов, тогда как в Украине насчитывается около 10 млн. владельцев транспортных средств. Одним словом, миллионы наших соотечественников так и не получили страховой защиты на автодорогах.
По данным того же МТСБУ, в прошлом году только по вине водителей произошло 27 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 4590 человек и около 32 тыс. были травмированы. По установленным правилам за ущерб, причиненный здоровью и жизни граждан, при наличии у виновника ДТП полиса, страховые компании выплачивают возмещение в сумме 2000 грн. К 1 марта года из Фонда защиты потерпевших выплачены страховые покрытия на общую сумму 200 тыс. грн. только по 230 случаям ДТП. Ведь Фонд защиты потерпевших формируется за счет 12-процентных отчислений от стоимости страховых полисов, и его средства используются в случаях, когда виновник аварии не установлен. Если же у владельца транспортного средства -- виновника ДТП -- нет полиса страхования ответственности, то пострадавшие оказываются со своей бедой наедине. Сплошная несправедливость, и это при наличии нормативного акта! Слава Богу, что еще осталась возможность хоть как-то минимизировать возможные потери, застраховав свое имущество. И на том, как говорится, спасибо.
Исключительно повезло только депутатам Верховной Рады Украины, которые на весь четырехлетний срок своей деятельности застрахованы национальной компанией (НАСК) "Оранта". Так, в прошлом году, по свидетельству самой компании, парламентариям были выплачены страховые возмещения и страховые обеспечения их родственникам на общую сумму 440 тыс. грн. по четырем событиям -- два случая утраты трудоспособности и два случая смерти. Тут законодатель о себе побеспокоился, записав в закон норму обязательного государственного страхования "себя любимого". При этом страхователем выступает ВР, а платежи осуществляются из госбюджета. Комментарии в таких случаях излишни. Но ведь так хочется, чтобы и у нас все было, как у людей, -- белых людей из парламента.