1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №137 (140) за 21.07.98

ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА

Вы застраховали свою жизнь? Если не смогли сделать это заблаговременно, к примеру, несколько лет назад, то сегодня осуществить сие в Украине вряд ли сможете: страховые компании сейчас только выплачивают страховые возмещения по ранее заключенным договорам, а новые -- не подписывают.

Естественно, возникает вопрос, почему нас лишают возможности за свои же деньги получить страховую защиту. Ответ лежит на поверхности. Несколько лет назад был принят Закон Украины "О страховании", где введена следующая норма: если организация намерена заниматься страхованием жизни, то она в дальнейшем может практиковать только этот вид страхования -- и больше никакого. Но мировая практика свидетельствует, что на этом рынке может успешно работать только страховщик, накапливающий значительные резервы за счет рисковых видов страхования. В ином случае практиковать страхование жизни нецелесообразно: компания будет работать себе в убыток.

Как видим, тут мы решили пойти своим путем, который уже привел в тупик, и вольно-невольно расчищаем дорогу на отечественный рынок ведущим иностранным страховым компаниям, специализирующимся и на страховании жизни: они имеют значительные финансовые резервы для этого. Не исключено, что свой же рынок вскоре станет закрытым для украинских страховщиков. Монополизм же иностранцев приведет к значительному сокращению инвестиционных возможностей наших страховых организаций. Ведь страхование жизни является долгосрочным привлечением взносов клиентов.

Но еще больше не повезло многим из нас, особенно "безлошадным" гражданам, с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое официально введено в Украине с 1 января 1997 г. По словам генерального директора Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Ивана Гуминского, к настоящему времени продано только 2,5 млн. страховых полисов, тогда как в Украине насчитывается около 10 млн. владельцев транспортных средств. Одним словом, миллионы наших соотечественников так и не получили страховой защиты на автодорогах.

По данным того же МТСБУ, в прошлом году только по вине водителей произошло 27 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 4590 человек и около 32 тыс. были травмированы. По установленным правилам за ущерб, причиненный здоровью и жизни граждан, при наличии у виновника ДТП полиса, страховые компании выплачивают возмещение в сумме 2000 грн. К 1 марта года из Фонда защиты потерпевших выплачены страховые покрытия на общую сумму 200 тыс. грн. только по 230 случаям ДТП. Ведь Фонд защиты потерпевших формируется за счет 12-процентных отчислений от стоимости страховых полисов, и его средства используются в случаях, когда виновник аварии не установлен. Если же у владельца транспортного средства -- виновника ДТП -- нет полиса страхования ответственности, то пострадавшие оказываются со своей бедой наедине. Сплошная несправедливость, и это при наличии нормативного акта! Слава Богу, что еще осталась возможность хоть как-то минимизировать возможные потери, застраховав свое имущество. И на том, как говорится, спасибо.

Исключительно повезло только депутатам Верховной Рады Украины, которые на весь четырехлетний срок своей деятельности застрахованы национальной компанией (НАСК) "Оранта". Так, в прошлом году, по свидетельству самой компании, парламентариям были выплачены страховые возмещения и страховые обеспечения их родственникам на общую сумму 440 тыс. грн. по четырем событиям -- два случая утраты трудоспособности и два случая смерти. Тут законодатель о себе побеспокоился, записав в закон норму обязательного государственного страхования "себя любимого". При этом страхователем выступает ВР, а платежи осуществляются из госбюджета. Комментарии в таких случаях излишни. Но ведь так хочется, чтобы и у нас все было, как у людей, -- белых людей из парламента.