1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №98 (353) за 29.05.99

УЛИЧНАЯ МОДА ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАРОЖДАЕТСЯ НА БАЗАРЕ

У многих принято о вещевых рынках высказываться иронично-пренебрежительно. Дескать, одеваться в базарный ширпотреб -- ниже их достоинства, мол, "они не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи" и прочее в том же роде. А я не верю! Хотя бы из-за того, что даже в будние дни, когда в одежных и обувных магазинах ни души, на любом рынке -- полно покупателей.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ

Барахолка в нашей стране обречена на бессмертие. И не только потому, что цены здесь ниже магазинных, а выбор таков, что за один визит запросто можно подобрать целый гардероб, от шубы до трусов -- были бы деньги. С учетом особенностей нашего национального характера поход на рынок всегда представляет собой нечто гораздо более сложное, чем элементарный товарно-денежный обмен. Это драматичная психологическая игра, конечной целью которой является не столько снижение первоначальной цены, сколько извлечение удовольствия из самого процесса торга. Кроме того, счастливые годы советской власти столь прочно вдолбили в наши головы определенную модель "торгового обслуживания населения", что и сегодня у большинства из нас начинают трястись поджилки при мысли о том, что вот сейчас нужно переступить порог этого шикарного бутика и щупать товар под оценивающим взглядом подозрительно доброй продавщицы. Зато у базарного лотка ощущаешь себя орлом: тут и локтями можно поработать, и с братом-покупателем поскандалить, и на продавца излить накопленные за неделю эмоции.

Но главное -- вещевой рынок, как ни один, даже самый большой, универмаг, благодаря способности практически моментально реагировать на смену покупательских настроений, способен удовлетворить еще одно неизлечимое наследие былых времен: потребность выглядеть точь-в-точь, как другие. Это довольно странное с позиций нормальной логики стремление, ничего общего не имеющее с подлинными тенденциями мирового прет-а-порте, родилось в эпоху тотального товарного дефицита. Вспомните, как убивались тогда за японскими куртками-"алясками", югославскими сапогами на белой платформе или ондатровыми ушанками. А суперхит перестроечных лет, джинсы "Пирамида", на которых озолотились пионеры челночного бизнеса?

ИГРА В БРИДЖИ

Пару недель назад подружка спросила мою жену: "Ты уже купила бриджи?" "А что это?" -- поинтересовалась в ответ благоверная. "Ну, даешь! Их же в этом году все будут носить!" И верно: только-только окончились затянувшиеся майские холода, как все киевские барышни дружно натянули эти одинаковые облегающие штанишки из черного акрила, длиной чуть ниже колена... Еще один объект пристального покупательского внимания -- представленные чуть ли не на каждой обувной раскладке мужские туфли с гофрированными поперек носами. Спустя полдесятилетия возвращается, тесня одежду "кислотных" цветов, "экологическая" мода в виде ажурно вывязанных блуз и кофточек естественных оттенков. Теперь они, правда, в большинстве случаев стопроцентно синтетические.

Говоря об общих тенденциях, необходимо отметить резко возросшее предложение одежды западноевропейского производства (преимущественно германского). Место происхождения товара -- две крупные киевские оптово-розничные базы, где эти же вещи можно купить на 20--40% дешевле.

Ну и раз пошел разговор о ценах... Традиционно самым дорогим остается Владимирский рынок, который один мой знакомый называет "супермаркетом под открытым небом": удобное месторасположение, постоянное обилие приехавших за обновкой гостей города и самый широкий в столице ассортимент позволяют продавцам сохранять цены на максимально возможном с позиций здравого смысла уровне. Вплотную к Владимирскому по ценовому уровню идет рынок "Петровка", также очень выгодно расположенный, но уже не столь разнообразный по части выбора. Как ни странно, крепко "кусаются" цены на периферийных вещевых рынках, таких, как "Дарницкий" (близ одноименного железнодорожного вокзала) или, например, рынок на Большой Окружной (район конечной остановки скоростного трамвая): ассортимент скудноват, а цены -- почти как на престижных центральных базарах. Причина, по-видимому, в том, что рынки эти расположены в промышленных зонах, население которых проживает поблизости от работы и зачастую месяцами не покидает родной район, предпочитая и отовариваться на месте.

Приятно выпадает из когорты дорогих Житний рынок на Подоле, привлекательный еще и потому, что основное количество торговых мест организовано в крытом павильоне. В выходные дни, правда, теснота и духота здесь невообразимые, зато вещи не мокнут под дождем, не выгорают и не покрываются уличной пылью. Сравнительно дешев оптово-розничный рынок возле Республиканского стадиона. Правда, его нынешний облик весьма далек от былой славой когда-то гремевшего на всю страну "Патента". К теплому сезону более демократичными стали цены на Центральном (Сенном) рынке, откуда зимой шокированные посетители выходили с вытаращенными глазами. Правда, выбор летних вещей не очень отличается от прошлогоднего. Недорого на "Демиевском" рынке (район автовокзала), в торговых рядах "На Лыбедской" (ассортимент во многом повторяет предложение расположенного по-соседству Владимирского, только более дешевый) и, как обычно, на знаменитом Троещинском рынке (поход на который -- занятие на любителя: здесь очень уж многолюдно, месторасположение удобно или для живущих неподалеку, или же для тех, у кого под боком подходящий транспорт. К тому же часто удачную сделку осложняет языковой барьер).

Самое же сильное впечатление, пожалуй, оставляет Китайский выставочный центр на Ленинградской площади. Теперь бывший гимнастический комплекс Дворца подводного плавания -- это пять торговых залов с примерочными, вентиляцией и стационарными прилавками, что приближает заведение к полноценной магазинной форме организации работы. В отличие от всех остальных рынков, на которых сразу после начала прошлогоднего финансового обвала цены поднялись в 1,5--2 раза, здесь они выросли не более чем на 5--10%. Например, полотенце для кухни, стоившее до августа 75 коп., теперь предлагается за 80. Цены убийственно смешны: лично я впервые в жизни вижу кеды и вполне приличные футболки по две гривни или куртки-ветровки по шесть. Итальянские колготы "Омса" и "Санпелегрино", независимо от плотности, обойдутся в 4 грн. Такие же на Житнем рынке я не встретил дешевле 8 гривен. А на мини-базарчиках в центре города их стоимость уже составляет 14--16 грн.! И еще -- информация для тех, кто "готовит сани летом": вполне презентабельный кроличий полушубок ждет обладателя 180 гривен.
* * *
Отдел потребительских экспертиз газеты "Сегодня" опросил киевлян в возрасте от 19 до 57 лет с целью выяснить отношение к такому явлению, как вещевой рынок.

НИКОГДА не покупают на вещевых рынках одежду и обувь 16 человек из 144 опрошенных (11,1%). РЕДКО (т. е. меньше в перерасчете на истраченные на покупки деньги, нежели в магазинах) это делают 36 опрошенных (25%). И, наконец, ЧАСТО пользуются услугами рыночных торговцев 92 респондента, или 63,8%.

Ответы на вопрос "Почему я предпочитаю вещевой рынок магазинной форме организации торговли" распределились следующим образом (респонденты могли выбирать только один из предлагаемых пунктов):

ШИРОКИЙ АССОРТИМЕНТ -- 31;
РАЗУМНЫЕ ЦЕНЫ (в сравнении с магазинными) -- 28;
УДОБНОЕ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ (организация общественного транспорта, возможность парковки автомобиля) -- 26;
ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ (открытая территория или павильон) -- 20;
КАЧЕСТВО ТОВАРА -- 12;
БЛИЗОСТЬ К ДОМУ -- 11.

Далее приводится рейтинг популярности столичных рынков среди респондентов, пользующихся услугами вещевых рынков (принималось во внимание количество позитивных упоминаний. Каждый опрошенный мог назвать одновременно несколько наиболее привлекательных, по его мнению, рынков).
			"нравится осенне-		"нравится весенне-
зимний ассортимент" летний ассортимент"
На Лыбедской
18 19
Борщаговский 8 26
Лесной 20 20
Центральный 19 22
Оболонский 30 41
Отрадненский 49 42
Житний 75 72
Петровка 74 88
Владимирский 103 92
Китайский выставочный центр 108 110
Троещина 114 101
Другие -- всего 22 упоминания
Информацию для "Сегодня" собирала
Татьяна КЛИМЧУК