1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №224 (227) за 21.11.98

АВИАЦИЯ ВЫЖИВАЕТ ВОПРЕКИ И БЛАГОДАРЯ

Как показало журналистское расследование, факты, изложенные в статье "Крыльям Родины приделаны ноги" (газета "Сегодня" от 15 сентября, № 176 (179) недостоверны. Речь в материале шла о положении дел в отечественной транспортной авиации и взаимоотношениях между Министерством обороны, Военно-воздушными силами и авиакомпаниями "ATI" и "Воларе", арендующими воздушные суда МО. Согласно данным контрольных органов Министерства обороны, на которых основывался в своих выводах автор, при аренде военных самолетов якобы имелись нарушения законодательства. Однако, как показало дальнейшее журналистское расследование, представленные на суд читателей документы раскрывали суть данной проблемы однобоко, так как в них не нашли отражения многие очевидные факты, которые убедительно демонстрируют законность договорных отношений, установленных между Минобороны и авиакомпаниями "ATI" и "Воларе". Редакция провела дополнительное журналистское расследование по приведенной в статье информации, которое опровергло приведенные ранее утверждения.

Надо начать с вопроса о действительности договоров аренды, заключенных между "ATI" и "Воларе". Договоры просто не могут наносить ущерб Вооруженным Силам, поскольку были подготовлены не на Тайной вечере, а вполне открыто самим Министерством обороны в соответствии с действующей на тот момент инструкцией "О порядке предоставления в аренду воздушных судов Вооруженных Сил Украины". Поэтому вывод о том, что вышеупомянутые договоры аренды заключены без учета экономических интересов, не соответствует действительности, так как они прошли согласование с соответствующими управлениями Министерства обороны. Также не является недоразумением причина заключения договоров именно с фирмами "ATI" и "Воларе". В 1993--95 годах между военным ведомством и рядом частных авиакомпаний были заключены договоры аренды. Однако некоторые коммерсанты "позабыли" расплатиться с Минобороны, задолжав миллионы долларов. Злоупотреблениям способствовало право командиров воинских частей самостоятельно заключать договоры аренды техники, которые при этом не могли обеспечиваться качественным юридическим и экономическим обоснованием и экспертизой. Поэтому руководством Министерства обороны было принято решение перезаключить договоры аренды, но только с теми арендаторами, которые не имеют долгов. Только два авиапредприятия не имели задолженности и даже сделали предоплату -- это АК "ATI" и "Воларе". Именно этот факт предопределил заключение договоров с данными авиакомпаниями. Экономическая катастрофа в Украине заставила наши Вооруженные Силы бороться не с агрессором, а за собственное выживание. С 1992 резко были сокращены расходы на подготовку личного состава, и квалификация военнослужащих стала стремительно падать. Наиболее характерно эти проблемы проявились в таком тонком военном ремесле, как пилотирование тяжелых военно-транспортных самолетов. Нехватка даже минимальных средств подкосила украинские ВВС и грозила полностью вывести из строя некогда мощную группировку военно-транспортной авиации. Летчики без зарплаты, прошедшие огонь, воду и "горячие точки", массово стали покидать работу, которая не обеспечивала ни престиж, ни достойный жизненный уровень. У ВВС не было топлива, чтобы обеспечить минимальный налет для летчиков, которые еще остались в армии, не было средств на поддержание боеготовности техники, авиабаз, авиационного оборудования. А машина без ремонта и пилот без полета имеют ценность только на бумаге. Арендуемые частными фирмами машины позволяют поддерживать боеготовность строевых частей, а экипажи поддерживают свои летные навыки бесплатно для казны. Весьма существенно, что в новых рыночных условиях частный бизнес работает эффективнее аналогичных государственных предприятий, посему с коммерсантов можно собрать куда большую налоговую жатву. Немаловажен и тот факт, что самостоятельные фирмы меньше зависят от ведомственных интересов и чиновничьих прихотей.

Не имел юридического обоснования приводимый в статье тезис о незаконности участия военнослужащих в перевозке грузов частными авиакомпаниями. Так, статья 10 Закона Украины "О Вооруженных Силах Украины" позволяет армии заниматься хозяйственной деятельностью, если она не отражается на боеготовности и боеспособности. Ныне действующая "Временная инструкция о порядке предоставления в аренду летательных аппаратов Вооруженных Сил Украины", утвержденная приказом министра обороны № 19 и зарегистрированная Министерством юстиции, позволяет использовать военные экипажи для эксплуатации арендованных самолетов. Откомандированные в авиакомпании экипажи ВВС не числятся в штате, не получают там зарплату, а выполняют свои служебные обязанности в соответствии с занимаемыми должностями и действующими нормативными документами по технической эксплуатации воздушных судов МО. Пилоты ВВС, которые летают на арендованных машинах, поддерживают свои профессиональные навыки не за счет государства. Для этого были приняты соответствующие законодательные акты, инструкция Министерства обороны, позволяющая использовать военных летчиков при перевозке грузов, в том числе и частными компаниями. Последнее очень важно, поскольку только за счет деятельности тех же "АТI" и "Воларе" десятки опытных экипажей сохранены в рядах армии. Реактивный гигант Ил-76 -- это далеко не "Запорожец": чтобы сохранить навыки пилотирования, необходимо проводить за штурвалом не менее 90 часов в год. Себестоимость одного часа полета составляет примерно 5000 долларов (т.е. 450 тысяч в год), и это не считая обязательных дорогостоящих тренировок на земле! Командование ВВС с помощью коммерческих фирм смогло наладить регулярное обучение личного состава, что позволило сохранить бесценные кадры обученных авиаторов. Любопытно, что "АТI" и "Воларе" (учрежденные, кстати, бывшими военными летчиками) не ограничиваются регулярными арендными выплатами на счета Министерства обороны, но и помогают демонстрировать украинский флаг в разных точках планеты. Только благодаря помощи бизнесменов была осуществлена доставка и демонстрация отечественных боевых самолетов на многих международных авиашоу.