1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №194 (197) за 09.10.98

ПРОДАВАТЬСЯ -- ТАК КРАСИВО

Утверждение "Телереклама -- это ужасно" не вызывает сомнений ни у кого, кроме рекламодателей и телекомпаний. Нас убеждают, что сие зло неизбежно, что именно рекламные деньги идут на фильмы и развлекательные программы. Не хочу спорить. Может, это и так. Тогда невольно возникает вопрос: как сделать, чтобы реклама не была столь ненавистна? Чтобы зрители не переключались дружно на другие программы во время демонстрации рекламного ролика?

По идее, уважающие себя телекомпании не должны выпускать в эфир какую попало рекламу, а только соответствующую хоть каким-то эстетическим нормам. Если телеканал борется за высокий уровень вещания, то нельзя не обращать внимания на то, что демонстрируется в промежутках между (а на ОРТ и во время) фильмами и другими программами. А мелькает зачастую невероятная безвкусица. Дети, часами не отходящие от телевизора, начинают воспринимать рекламную пошлость как нечто нормальное. Вырастает поколение людей с пошлостью в крови...

Элитарность ОРТ летит коту под хвост, когда сатирическая тетечка из козаковско-зоринских "Покровских ворот" с пошлой улыбкой и еще более пошлыми интонациями рекламирует моющее средство. Так же щеголяет истерическими интонациями актриса Ташкова, пропагандирующая какой-то, думаю, никуда не годный стиральный порошок. Почему негодный? Если так много кричат о порошке и средстве для чистки, то наверняка они плохие. Рекламодатели и рекламодемонстраторы не понимают простую вещь: чем ярче ролик (смешнее, отвратительнее, занимательнее), тем реже его можно показывать. Когда такие рекламы крутят много раз подряд, они, конечно, запоминаются. Но происходит запоминание иного рода -- отрицательное. Зрители, которых "достали" эти ролики, вряд ли купят данный товар, так как он у них ассоциируется с чем-то неприятным. "Моющая" тетечка так въелась мне в память, что после этого я не смог смотреть и прекрасные "Покровские ворота", где она играла. Казалось, она закончит очередной текст и обратится к зрителям с предложением мыть кухонную раковину гелем "Комот".

Когда мне говорят: кто платит, тот и заказывает музыку, я всегда хочу напомнить, что мы, налогоплательщики, тоже платим и тоже имеем право заказывать музыку. И неправда, что деньги не пахнут. Еще как пахнут!.. Иногда даже воняют... И ладно уж с продажностью. Ибо время у нас действительно удивительно продажное... Но продаваться -- так красиво.

Я видел знаменитое миланское кладбище. Место для захоронения стоит там очень дорого. Но из этого совсем не следует, что любой нувориш, отвалив кучу денег, может положить там своего родственника. Отнюдь! Пока проект памятника не утвердит специальный художественный совет, никто никого там не захоронит. И все считаются с этим. Таково столетнее правило игры.

Уважающие себя телекомпании, рекламное время которых (даже у нас) весьма дорого, должны предъявлять к рекламодателям определенные эстетические требования, а не "ложиться" под них. Иногда имидж дороже денег. Если он, конечно, есть.