1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №169 (172) за 04.09.98

В БУДУЩЕЕ ТОК-ШОУ -- С "ОПТЫМИЗМОМ"

Еще не забыты те времена, когда пионер ток-шоу на советском телевидении Урмас Отт с двусмысленной улыбкой задавал знаменитостям свои иногда весьма "каверзные" вопросы. Интригующий акцент и непривычный интерес к личной жизни придавали этим не очень глубоким беседам особый шарм. Сегодня ток-шоу есть на каждом уважающем себя канале. На российском телевидении их вели и ведут суперзвезды -- Влад Листьев, Владимир Познер, Дмитрий Дибров, Андрей Максимов, Юлия Меньшова и другие.

Украинское телевидение пока не может похвастать ни суперзвездами, ни четкой структуризацией жанра: там, где разговор интересен, никаким шоу и не пахнет, и наоборот, зрелищность у нас все еще как-то не вяжется со смысловой нагрузкой -- классический случай, когда если "Ванька дома", то Мани там обязательно "нету".

Среди шоуменов безусловным лидером (если иметь в виду рейтинг и успех у зрителя) является Андрей Данилко со своим "СВ-шоу". Но его мгновенная реакция, своеобразный юмор, склонность к импровизации часто не работают по той простой причине, что концептуально программа задумана как дуэт, и если визави Верки не в состоянии понять ее сермяжный юмор или принципиально не хочет поддержать игру, то вся конструкция разваливается. Так было с Александром Пономаревым, Вячеславом Пиховшеком и многими другими.

О еще одном шоумене на этом же канале -- Сергее Сивохе, который всех достает своим караоке и рассказами, как стать звездой, -- говорить или рано (проект только раскручивается), или поздно (шансов очень мало): кавээновские штучки в африканском пиджаке и в записи -- это что-то вроде пресловутой осетрины второй свежести. Закончился, так и не начавшись, проект Ольги Лосинской -- по той же причине, по которой "свернули" на IСТV ток-шоу "З Ольгою": одной американской улыбки недостаточно, чтобы придать смысл происходящему.

Калькирование московских ток-шоу -- притча во языцех, и можно было бы на эту тему не говорить, если бы проблема лежала только в этой плоскости -- в конце концов российское телевидение тоже искало основные клише на Западе. Но "Давайте обсудим" Матвея Ганапольского не просто точная (и притом гораздо более слабая) копия познеровской программы -- зачастую это иллюстрация к известной строке Вишневского: "Спасибо мне, что есть я у себя". Тот же упрек можно адресовать и Миколе Вересню, который находится в состоянии перманентной эйфории от своей личности. Ведущие очень стабильной программы "Саме той" Ольга Таукач и Константин Жура интеллигентны, всегда подготовлены к разговору на равных, но оба, к сожалению... скучны. Я говорю "к сожалению", потому что это одна из лучших передач украинского эфира.

Однако самой экзотической фигурой на нашем экране по-прежнему является ведущий программы "Диалоги" (НАРТ) Владимир Цендровский. Украинским он владеет так же плохо, как русским. В одной из последних передач, беседуя с гостем о медицинском страховании (на русском языке), господин Цендровский обрушил на телезрителя поток привычного суржика: "ланка законотворчества", "взагалі", "медыцина". А кто мне объяснит, что такое "оптымизированная структура"? Это от слова "оптымизм" или "оптымальный"? Ведущий часто задумывается и роняет голову в ладони, словно трагик в народном театре какого-нибудь заштатного ДК. Палитра улыбок -- от ядовито-саркастической до горько-меланхолической. (Кофе пьет, не вынимая ложечку из чашки. Владимир Андреевич, вы русский?!)

Если бы меня попросили написать оду этому телеведущему, я бы, наверное, начала так: "Этот рыцарь банальности, этот правофланговый косноязычия, этот пионер патологической самовлюбленности, этот Жириновский украинского эфира!.." Он похож на актера из мексиканского сериала, когда со значением произносит: "Вы понимаете, о чем я говорю?" -- и победоносно откидывается на стуле. Простите, Владимир Андреевич, лично я зачастую не понимаю. Но в будущее отечественных ток-шоу смотрю с "оптымизмом".