Выпуск газеты Сегодня №154 (157) за 13.08.98
ПОТЕРЯННЫЙ ЩИТ
Стремление Украины (которая в 1991 году занимала третье место в мире по стратегическому вооружению) к безъядерной зоне объясняется несколькими факторами. Во-первых, авария на ЧАЭС вызвала небывалый всплеск антиядерных настроений в стране. Во-вторых, после развала "единого и нерушимого" львиная доля высококлассных спецов, быстро перекочевала в Москву. Но самое главное -- все межконтинентальные ракеты, находящиеся на нашей территории, можно было запустить лишь по команде из Кремля.
Как утверждает первый Президент Украины Л. Кравчук, система централизованного боевого управления Ракетными войсками (размещенных в то время по всей территории бывшего СССР), была подконтрольна главе Российской Федерации Борису Ельцину. Следовательно, и ядерная "кнопочка" тоже. Единственное, на что в таком случае мог бы рассчитывать Леонид Макарович, так это на надежность специальных сигналов, способных заблокировать пуски украинских ракет.
Впоследствии, оказавшись под мощным давлением международного сообщества, Украина была вынуждена отправить 177 вагонов с ядерными боеприпасами в Российскую Федерацию (где их, кстати, до сих пор так и не уничтожили). В ответ "благодарные" россияне обязались поставить нам твердотопливные элементы для атомных электростанций. А Соединенные Штаты (следуя двусторонней договоренности по уменьшению коллективной угрозы), наконец-то, решили выделить Киеву 590 миллионов долларов для ликвидации стратегических наступательных вооружений.
Однако размеры таких "благотворительных взносов" со стороны Москвы и Вашингтона являются слишком мизерными. Особенно, если учесть, что в 1272 украинских ракетах (еще два года назад отправленных в Россию), находилось не менее одной тысячи тонн ядерного топлива, стоимость которого, по мнению экспертов, колеблется от 10 до 20 миллиардов долларов. Этих денег с лихвой хватило бы не только для погашения задолженности перед нашими Вооруженными Силами, но даже и перед мирным населением Украины.
К сожалению, сотни офицеров и прапорщиков, досрочно увольняющихся в запас из-за грядущего расформирования 43-й Ракетной армии, оказались брошенными на произвол судьбы. Кроме жилищного вопроса, их волнует также перспектива получения новой работы. Согласно подсчетам специалистов, создание дополнительных рабочих мест для бывших военных обойдется государственной казне в $125 тысяч , а переобучение -- в 25 тысяч. Но поскольку в тощем госбюджете таких денег не предусмотрено, переход ракетчиков на гражданку будет очень болезненным. Ну, а те жалкие остатки некогда могущественной 43-й армии, которые уже сейчас вливаются в другие виды Вооруженных Сил, вынуждены изменять свою квалификацию. Так что, в случае необходимости, возродить аналогичную инфраструктуру Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) нам вряд ли удастся.
По мнению специалистов Украинского центра стратегических исследований, Киеву следовало бы не торопиться с отречением от ядерного щита, а лишь сократить количество ракет в 3--4 раза. В таком случае обвинять Украину в посягательстве на чужие территории никто не посмел бы, поскольку вести успешные боевые действия против ядерных держав ей было бы не под силу. В то же время наличие такого стратегического потенциала было бы эффективным сдерживающим фактором по отношению к любым агрессорским амбициям. К сожалению, все мы умны задним числом...