1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №132 (135) за 14.07.98

Cу-27 НАД АМЕРИКОЙ

Впервые в истории авиации истребитель “экс-советского” производства совершил трансатлантический перелет в США. Летчик первого класса, комэск Миргородского авиаполка подполковник Иван Черненко преодолел более 9000 километров в сложных метеоусловиях, через семь часовых поясов и несколько климатических зон – от приполярной Исландии до субтропиков Северной Каролины.


Идея перелета имеет свою предысторию. В годы прошедшей войны, летом 1944 года, с миргородского аэродрома действовали “мустанги” 4-го истребительного авиакрыла (ИАК) ВВС США, прикрывавшие “челночные” налеты на Германию американских бомбардировщиков В-17 “летающая крепость”.

После присоединения Украины к программе “Партнерство во имя мира” возникла идея и об участии в движении “Содружество авиабаз”. Сказано – сделано: летом прошлого года звено американских тактических истребителей F-15E “Страйк Игл” ( англ. “орел, наносящий удар”), ныне состоящих на вооружении 4-го ИАК, в сопровождении самолета-заправщика KC-135R приземлилось в Миргороде. Профессионалы высокого класса, пилотирующие самые мощные боевые самолеты (так называемые “истребители завоевания превосходства в воздухе”), наши и американские летчики легко нашли общий язык, и к концу визита многих связывала уже личная дружба.

Ответный визит начался 20 июня 1998 года. Пилотировать двухместный истребитель Су-27УБ доверили опытнейшему асу Ивану Черненко, неоднократно защищавшему честь нашей державы на международных авиашоу.

До авиабазы Лайкенхез (Великобритания) его лидировал транспортный Ил-76 с делегацией украинских ВВС, основу которой составляли летчики и инженеры Миргородского истребительного авиаполка. Ее возглавлял генерал-майор Владимир Алексеев, “первооткрыватель” совместных полетов – в 1996-м он лихо “крутил пилотаж” над Миргородом на таком же двухместном "Су" с командующим ВВС США генералом Райаном.

Погода в день отлета, мягко говоря, не благоприятствовала -- проливной дождь на аэродроме старта Ивано-Франковск, сплошная облачность практически над всей Европой... А в Англии нашу делегацию ожидал сюрприз – ее встречал... тот же экипаж КС-135, что прилетал в Миргород! В дальнейшем он и “повел” Су-27 через океан. Маршрут “Ила” прокладывали наши штурманы полковник Игорь Клименко и майор Станислав Левчук.


Промежуточная посадка в Кефлавике (Исландия) прошла без проблем. А вот в Гуз Бее (Канада) из-за нестыковки заправочных штуцеров на истребителе не смогли пополнить запас кислорода. Ил-76 срочно “завернули” с трассы за 400 км. После посадки инженеры полка под командованием подполковника Геннадия Жукова быстро решили возникшую техническую проблему.

В Гуз Бее приятно удивил повышенный интерес к нашим самолетам: к могучему “Илу” с тризубами на киле выстроилась целая очередь. Канадцы, голландцы, немцы из расположенного здесь тренировочного центра Люфтваффе (в Европе дефицит свободных площадей под полигоны) с видимым удовольствием побродили по чреву “Ильюшина”, потрогали элегантный “Су”. Их ВВС не имеют столь мощных машин, и мы ощутили забытое, но такое приятное чувство – гордость за державу...

Через три часа после старта шасси коснулись полосы конечной точки маршрута – авиабазы 4-го истребительного авиакрыла ВВС США Сеймур Джонсон возле городка Голдсборо, штат Северная Каролина. После заруливания открыли дверь и инстинктивно чуть не захлопнули ее: +35 в тени! Но встречали красиво – холодное пиво каждому сходящему с трапа, а затем, как писали местные газеты, –“жаркие объятия, поднявшие и без того высокую температуру в городе”. Пришли все экипажи F-15E и КС-135, прилетавшие в Миргород.

Программа приема была более чем насыщенной: совместные полеты смешанных экипажей “американец-украинец” на F-15E и Су-27, вылет на дозаправку на двух “летающих танкерах” КС-135, ознакомление с основными типами самолетов ВВС и авиации флота США, включая “невидимые” для радаров F-117А “Стелз”, многочисленные “брифинги” (доклады) о системе подготовки военных летчиков в США, сержантского состава ВВС, боевых возможностях тактического истребителя F-15E, экскурсии на участки технического обслуживания и подвески вооружения, службу контроля двигателей...

Интересно было увидеть, как высокоточное оружие способно поразить не просто отдельное здание, но и определенное окно в нем, узнать, что ремонт двигателей любой степени сложности осуществляется прямо на базе, без всяких ремонтных заводов.

Как журналисту, приятнее всего было брать интервью у летчиков сразу после совместных полетов. Обоюдный восторг был совершенно искренним – американцев поразил высокий уровень пилотажного мастерства наших летчиков (и это при их скудном налете!), быстрая адаптация к похожему на “Су”, но новому для них “Иглу”. Весьма приятной была открытость американцев. Они не только показали свой истребитель во всем диапазоне боевого применения (миргородцы участвовали в дозаправке в воздухе, полетах на малой высоте, сбрасывали бомбы на полигоне, выполняли полеты в плотном строю, заходы на посадку, “крутили” высший пилотаж в зоне), но и доверяли управление самолетом почти на всех режимах – “ю флай” (“ты летишь”), и руки вверх для убедительности... Очень понравились американские летчики (“пилоты от Бога”, по общему мнению) с их великолепной подготовкой, высоким профессиональным уровнем и огромным налетом, да и самолет – его богатое радиоэлектронное оборудование, заметно облегчающее работу пилота, прекрасный обзор из кабины... Американцев покорили пилотажные качества Су-27 (потрясенный его маневренностью капитан Крис Энтони отозвался лаконично, но выразительно – "великий истребитель!").