1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (274) за 02.02.99

И ВО ФРАНЦИИ ЕСТЬ "УКЛОНИСТЫ"...

Каждый год с января по март все французы вспоминают о своей гражданской обязанности пополнить казну государства, поделившись с ним частью своих доходов. Нельзя сказать, что в налоговые офисы выстраиваются длинные очереди, но отделения связи ощущают резко возросший поток корреспонденции, адресованной в фискальные управления (участие почты в сборе налогов значительно упрощает процедуру систематизации налоговых деклараций как физических, так и юридических лиц).

Налоговые управления, вне сомнения, принадлежат к самым информированным организациям Франции. Наиболее полные сведения о финансовом положении того или иного предприятия, фирмы, товарищества, включая сетку его расходов и доходов, хранятся в подразделениях документации Центров по сбору налогов. Эти подразделения, в свою очередь, состоят из двух секторов: специализированной инспекции, ведающей вопросами налогообложения предприятий, частных лиц и недвижимости, и так называемого "сектора налоговой корзины", где обобщаются и систематизируются данные.

Система эта опирается на давние традиции. Еще в XV веке королевским распоряжением было предписано взимать подоходные дорожные налоги с французских феодалов. В веке XVIII, после создания кадастра, установлена система "поземельных налогов". В то же время было принято предложение министра финансов Франции Гамбетта о введении пропорционального подоходного налога. В 80-х годах нашего столетия фискальная система Франции продолжала совершенствоваться. Был установлен налог на крупные состояния, солидарный налог на состояние и ряд других.

Нынче существует несколько категорий взимаемых налогов. Подоходный налог и налог на прибыли, ставка которого составляет 33,3%. НДС, равняющийся 20% . Профессиональный налог, колеблющейся в зависимости от региона (например, на юге, в городе Арле, -- 27,5%, а в парижском пригороде Курбевуа -- лишь 5).

Правда, в целях привлечения иностранного капитала гибкость французской системы налогообложения облегчает иноземцам создание во Франции новых или дочерних предприятий. Для этого на срок от двух до пяти лет освобождаются от налога на прибыль новые предприятия, акции которых принадлежат иностранному инвестору менее чем на 50%. Не облагаемые налогом субсидии и авансы от Национального агентства по реализации научных исследований, как правило, получают новые фирмы, использующие передовые технологии. Местные власти при этом имеют право полного или частичного освобождения от локальных налогов. Словом, создается впечатление, что вся фискальная служба страны призвана помогать производителю, как собственному, так и иностранному, а не душить его непосильными налогами.

Вместе с тем, несмотря на упорядоченность процесса и законопослушность подавляющего большинства граждан и компаний, Налоговое управление Франции ежегодно с огорчением констатирует, что уклонение от налогов становится чем-то вроде разновидности национального спорта. Как следует из доклада, обсужденного недавно во французском парламенте, ежегодно по вине упомянутых "уклонистов" государственный бюджет недополучает от 200 до 400 миллиардов франков. Для сравнения заметим, что в 1997 году, например, общая сумма собранных налогов составила 1 триллион 620 миллиардов франков. То есть почти четверть возможных доходов минует французскую казну.

Это не может не беспокоить местных законодателей и тех, кто по долгу службы обязан заниматься сбором налогов. А это, прежде всего, упомянутое Общее налоговое управление, имеющее в штате 84,5 тысячи человек, которым каждый год приходится обрабатывать примерно 53 миллиона деклараций о доходах. Впрочем, возможности этого управления позволяют изучить лишь 6% досье на физических лиц и 15 -- на предприятия и фирмы. Таким образом, если доходы отдельной семьи контролируются в среднем один раз в пять лет, то предприятие или компания имеют шанс оказаться "под колпаком" фиска лишь раз в 108 лет. Для мелких коммерсантов и кустарей этот срок увеличивается до 150 лет. Как же тут не утаить от государства часть своих доходов?!

Борьбой с нарушителями налогового законодательства и их выявлением на местах занимается налоговая инспекция. Но и те четыре тысячи блестящих профессионалов, которые заняты в ней, с трудом покрывают лишь 60% территории страны, обнаруживая ежегодно в среднем до дюжины серьезных уклонений от уплаты налогов.

Одним словом, положение, существующее в налоговой сфере, не устраивает ни государство, ни депутатов парламента, впечатленных упомянутым докладом своего коллеги Жана-Пьера Брарда, предлагающего весьма и весьма конкретные меры.

Во-первых, автор доклада уверен в необходимости дать налоговым службам полномочия по отслеживанию нарушителей по взносам физических лиц (обязательным для каждого) в фонд социального обеспечения. В целях борьбы с "отмыванием денег" с помощью аукционных продаж в докладе предложен потолок обязательной оплаты наличными на торгах -- не выше десяти тысяч франков. Во-вторых, при сборе налогов с предприятий и фирм предусматривается создание единых центров налоговых деклараций для предприятий одной группы. Это позволит жестче контролировать как основные компании, так и их дочерние филиалы.

Совершенно неизбежным представляется и усиление координации различных государственных служб: налоговой, таможенной, соцобеспечения, правоохранительной. И, наконец, как полагает автор доклада, даже в такой демократической стране, как Франция, крайне необходимо создать общегосударственный банк данных на все предприятия и фирмы, а также их владельцев, директоров и менеджеров.

Мера, конечно же, строгая. Но именно такой подход позволит избежать создания контор типа "Рога и копыта", которые чаще всего и призваны избавлять "материнские" фирмы от обязательной уплаты налогов.

Безусловно, споры вокруг возможной налоговой реформы Франции предстоят довольно серьезные. Но ведь и сама проблема борьбы с уклонениями от налогов стала уже общенациональной.