1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №76 (331) за 24.04.99

...А ВМЕСТО СЕРДЦА -- ПЛАМЕННЫЙ МОТОР

Чтобы взмыть в небо, самолету как минимум понадобятся крылья. Но никакие крылья не поднимут машину в воздух без двигателей. То, что обычно остается как бы вне поля зрения и внимания рядового пассажира, на самом деле является основой основ, сердцем лайнера и его душой. В этом убеждаешься, попадая во владения французской компании Snecma ("Снекма"), вместе с американской корпорацией General Electric образующей крупнейшую фирму CFM International.

О ПЕДАНТАХ И ПЕДАНТИЗМЕ

Наверное, между авиацией и журналистикой, при всех различиях, существует нечто общее.

У выдающегося публициста Анатолия Аграновского есть замечательный очерк "Обтекатели". Не ручаясь за точность, попробую воспроизвести суть. В редакцию "Известий" приходит письмо из российской глубинки, от рабочего то ли авиационного, то ли авиаремонтного предприятия. Журналист выезжает в командировку, в дороге дико простужается. В гостиничный номер к нему приходит автор письма, делится своими бедами-печалями и все время ерзает на стуле, но Аграновский никак не возьмет в толк, отчего. Улучив момент, гость приподнимается и... поправляет задравшийся уголок коврика на полу: мешает, говорит, непорядок. Аграновский признается: лишь тогда стало понятно -- его герой ужасный педант, такие люди в быту несносны, для приятного времяпрепровождения, как правило, выбирают других, но... пусть самолет, на котором нам предстоит лететь, готовят в полет и ремонтируют такие педанты, как этот...

Во время посещения "Снекмы" эти строчки из давнего газетного очерка мне очень часто приходили на ум.

ДВИГАТЕЛЬ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА


"Снекма" с высоты птичьего полета
Предприятие расположено примерно в 40 минутах езды по скоростной автостраде от Парижа, в Вилларош, подальше от густонаселенных пунктов, чтобы не причинять их жителям каких-либо неудобств. Работает здесь что-то около пяти тысяч сотрудников, занятых важным и серьезным делом -- выпускать двигатели для современных лайнеров американской фирмы "Боинг" и европейского консорциума "Эрбас". Кроме сугубо гражданских лайнеров, "Снекма" задействована также в выполнении заказов для военной авиации. Крупнейший из заказчиков -- ВВС США: движки с логотипом CFM установлены примерно на одних только 400 самолетах-заправщиках.

Несколько цифр, так сказать, в тему. На конец минувшего года фирма продала 16150 двигателей самого популярного, надежного и выносливого семейства -- CFM56. Две трети используется в лайнерах Боинг различных модификаций, остальные -- в Эрбасах. Сегодня компания имеет свыше 250 постоянных клиентов, с которыми ее связывают долгосрочные соглашения о сотрудничестве. Что отрадно: среди них есть и Международные авиалинии Украины. К слову: новенький Б-737, который через три дня прибудет в Борисполь прямиком из Сиэттла, будет оснащен именно движками, изготовленными CFM, чем французы, как и наши, очень гордятся, рассчитывая на развитие дальнейших контактов.

Общий же налет двигателей, созданных совместно "Снекмой" и "Дженерал Электрик", составляет 120 миллионов часов. Ими оснащено более трех тысяч лайнеров. В среднем каждые три секунды в небо взмывает машина, под крыльями которой бьются "сердца" CFM.

Успехи просто фантастические, без ложной скромности заявил коммерческий директор компании Жан-Пьер Вернон, с этим фактом приходится считаться, и французы готовы разделить свои успехи с теми, кто желает летать с максимальной эффективностью и надежностью.

Нас водили по цехам, поражающим воображение даже весьма далеких от авиа- и двигателестроения людей. Идеальная чистота громадных ангаров, высочайший уровень компьютеризации и автоматизации производства, минимум ручных операций (хотя они тоже есть -- даже промышленный робот "Пума", увы, пока не всесилен)... Те, кому приходилось бывать на запорожском АО "Мотор-Ciч", пожалуй, открыли бы для себя немало нового, интересного...

Конечно, не показуху устраивали французы: они попросту не умеют работать кувалдой, методом тыка и по колено в грязи. Не умеют. Не могут. Не хотят. Быть может, и продукция их многотонная выглядит как только-только сошедшее с полотна произведение искусства.

...И БОГ ТЕБЕ ПОМОЖЕТ

Французы говорят: помоги себе сам, и Бог тебе поможет, обронил г-н Вернон. Этим правилом руководствуется и вся команда СFM, и каждый в отдельности. Здесь нет штурмовщины, но есть бригадиры, которые отвечают за мини-коллективы. Тут не принято опаздывать, но отсутствует ОТК, потому что каждый в ответе за качество и контролирует себя сам. Здесь даже в цехе испытаний бесподобная система шумопоглощения, но висят плакаты, призывающие пользоваться наушниками -- администрация бережет здоровье своего персонала.

Впрочем, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. Многое зависит от квалификации и опыта. В позапрошлом году в сборочном цехе "Снекмы" произошло пять случаев травматизма, в минувшем -- один. Менеджер Лайонель Буке сказал, что администрация предприятия стремится свести число ЧП на производстве вообще к нулю. Если кто-то допустил нарушение, повлекшее травму, временное расстройство здоровья, ему будет оказана помощь для лечения. Но вместе с тем после выздоровления три дня человек обязан отработать, так сказать, безвозмездно. Урок -- впрок.

О деньгах Жан-Пьер Вернон предпочитал не распространяться, дипломатично ссылаясь на различный уровень жизни в Украине и Франции. Но все же признал, что средний заработок сотрудников "Снекмы" составляет не менее 8 тысяч франков "грязными" -- несколько более $1100. Представьте себе, есть здесь и ночная смена. А вот восьмичасовый рабочий день скоро на час сократят, и не потому, что объемы производства снижаются, -- такова правительственная программа.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Безусловно, рамки газетной страницы не позволяют вместить и десятой доли увиденного и услышанного. Крылатые слова из старой песни "А вместо сердца -- пламенный мотор" здесь обретают вполне реальное значение, заставляют многое переосмыслить, переоценить.

...Наш вылет из Борисполя несколько подзадержался, не поверите, как раз из-за неполадок в двигателе самолета. Хорошо, что обнаружились они еще на земле, а не в воздухе. Пассажиров пересадили в другой лайнер, а вокруг нашего засуетились специалисты. Движок, из-за которого случилась задержка рейса, был выпущен не CFM -- другой фирмой. С педантизмом там, похоже, как-то не сложилось. В этот раз пронесло. А в следующий?

Редакция и автор выражают признательность Международным авиалиниям Украины и агентству White"s за содействие и помощь в командировке нашего спецкора.